Автомобильный транспорт играет большую роль в экономической и социальной жизни общества. Он отличается высокой маневренностью и способностью осуществлять прямую доставку грузов и людей (без участия других видов транспорта).

Благодаря высокой мобильности автомобильного транспорта он широко используется на перевозках грузов и пассажиров как внутри городов (районов), так в междугородном (межрайонном) и международном сообщениях.

В условиях перехода к рыночной экономике автомобильный транспорт явился своего рода полигоном, где начался процесс приватизации государственной собственности и разукрупнения предприятий. В настоящее время здесь действует значительное число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые выполняют большие объемы работ по перевозкам грузов, а также по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Благоприятные перспективы в развитии малого предпринимательства на автомобильном транспорте открываются в связи с мероприятиями по регулированию транспорта, предусмотренными федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России" на период с 2002 по 2010 г. Программой, в частности, предусмотрено: создание экономического механизма обновления и модернизации транспортных средств; формирование эффективных систем контроля качества работ и услуг; совершенствование организации дорожного движения и СТО с применением современных технических средств; реализация программы "Международные транспортные коридоры".

Федеральная программа включает и другие мероприятия, направленные на совершенствование работы транспортного сектора экономики Росси, в котором автомобильный транспорт занимает важное место. Их реализация будет осуществляться в условиях широкого применения на автомобильном рынке транспортных и автосервисных услуг малых форм хозяйствования.

Современные СТО - это многофункциональные предприятия, которые в зависимости от мощности и назначения производят: ТО и ТР автомобилей в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации; диагностирование узлов и агрегатов, антикоррозионную защиту кузовов, капитальный ремонт агрегатов; подготовку автомобилей к техническому осмотру; продажу и предпродажную подготовку автомобилей; продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и автопринадлежностей; оказание технической помощи на дорогах; консультации по вопросам технической эксплуатации автомобилей.

По принципу размещения СТО подразделяются на городские и дорожные.

Городские СТО предназначены для обслуживания в основном постоянного парка легковых автомобилей населения, дорожные станции - для обслуживания автомобилей, находящихся в пути. Такое разделение определяет разницу в технологическом оснащении станций. Так, обязательные на городских станциях участки кузовных и окрасочных работ на дорожных станциях могут отсутствовать.

Дорожные станции обслуживания являются универсальными станциями для обслуживания и ремонта легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Они имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автомототранспорта топливом и маслом. Дорожные станции всегда сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

Проектируемая мной, станция технического обслуживания предназначена для обслуживания автомобилей, движущихся по трассе М-7, принадлежащих гражданам.

Для постройки станции я выбрал шестьсот двадцать пятый километр трассы. Во-первых, близлежащие СТО находятся на расстоянии сорока километров, что обеспечивает насыщенность поступления транспортных средств в соответствии с положением ОНТП от тысяча девятьсот девяносто первого года. Во-вторых, на этом месте уже построена автозаправочная станция, которая по положению ОНТП, должна быть организована вместе с дорожной СТО. В-третьих, неподалеку располагается населенный пункт.

При принятии расчетных величин были учтены все коэффициенты съезда транспортных средств на ТО и ТР с учетом корректирования поступления их на конкурирующие СТО по видам выполняемых работ на них.

Проведенный мною анализ автомобилей проезжающих по данной трассе составил: легковые - восемьсот автомобилей, грузовые - семьсот пятьдесят автомобилей и сто пятьдесят автобусов.

Обоснование мощности дорожных станций обслуживания производится по числу заездов автомобилей в сутки на станцию NСТО, которое для действующих автомагистралей и вновь проектируемых автодорог определяется как процент от величины интенсивности движения на участке проектируемой станции за сутки. Ориентировочно это число принять следующим: для легковых автомобилей от двух до четырех процентов, для грузовых и автобусов 0,4 - 0,5 %.

NСТО = , (1.1)

где

Р - интенсивность движения автомобилей (шт.);

n - процент схода автомобилей с трассы (%).

Легковые автомобили: NСТО = = 16 заездов;

грузовые автомобили: NСТО = = 3 заезда;

автобусы: NСТО = = 1 заезд.

Кроме количества заездов на СТО исходными данными для технологического расчета являются: число рабочих дней в году станции - Д раб. г.; продолжительность смены - Т см; число смен - С.

Таблица 1.1

Исходные данные

Марки автомобилей

количество заездов автомобилей в сутки на станцию по маркам - NСТО

Число рабочих дней в году станции -

Драб. г

Продолжительность смены - Тсм, ч.

Число смен - С

1 Легковые

16

365

8

1,5

2 Грузовые

3

365

8

1,5

3 Автобусы

1

365

8

1,5

Продолжительность работы станции и всех ее подразделений

Т = Тсм·С (1.2), Т = 8·1,5=12 ч.

Целью раздела является определение годового объема (трудоёмкости) работ, количества исполнителей и числа постов.

Другое по теме: