Мировой океан занимает три четверти поверхности планеты, обладает колоссальными, недостаточно используемыми топливно-энергетическими и минеральными ресурсами, В Мировом океане проходят важнейшие транспортные коммуникации, обеспечивающие устойчивость хозяйственных связей прибрежных государств. Он является перспективнейшей областью хозяйственной и научной деятельности, важнейшим фактором геополитики, районом неизбежного соперничества и в то же время - активного международного сотрудничества. Национальные интересы требуют активного присутствия России в Мировом океане для обеспечения обороны страны, защиты ее экономических позиций и морского судоходства.

В последние годы РФ в определенной мере стала утрачивать статус великой морской державы, что обусловлено, с одной стороны, изменением геополитической ситуации, с другой - экономическим кризисом. После распада СССР сведены к минимуму выходы России к Черноморскому и Балтийскому морям, затруднен доступ к основным традиционным морским путям внешней торговли. Россия в значительной мере утратила передовые позиции в морском судоходстве.

Сложившаяся ситуация усугубляется состоянием ВМФ, который в настоящее время способен решать лишь ограниченный объем задач в наиболее важных районах ближней морской зоны и утратил возможность защиты морского судоходства в удаленных районах морей и океанов.

Ослабление ВМФ РФ привело к усилению терроризма и пиратства на море, а также к незаконному задержанию российских судов в иностранных портах. В современной ситуации военно-силовое прикрытие морского судоходства должно быть главной задачей не только

ВМФ и других видов и родов ВС РФ, но и государства.

Задача обеспечения безопасности национального судоходства должна быть общегосударственной и направлена на сохранение ресурсов с целью их использования в хозяйственных интересах, а также в интересах обороны страны.

Учитывая то, что основная часть морского флота постоянно находится за пределами внутренних бассейнов и зон прикрытия флотов, необходимо совершенствовать систему контроля за гражданским судоходством, для обеспечения своевременного свертывания судоходства в удаленных районах морей и океанов в случае угрозы агрессии против Российской Федерации.

Из истории Великой Отечественной войны поучительным является тот факт, что в период нарастающей угрозы нападения Германии на СССР все немецкие торговые суда за 12 суток до начала войны покинули наши порты. В то же время советские суда задерживались в портах Германии немецкими властями под различными предлогами. За 1-2 суток до нападения на СССР были захвачены вооруженными камандами 35 судов.

В данной лекции предлагается рассмотреть современное состояние морского судоходства России, состав морского флота и задачи по обеспечению безопасности национального судоходства.

Другое по теме:

Эксплуатационная база механизированной дистанции
Эксплуатационная база механизированной дистанции – это комплекс зданий и сооружений с оборудованием, приспособлениями, приборами и инструментами, предназначенными для технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования погрузочно – разгрузочных машин, а также подготовки их ис ...

Навигационный проект перехода судна типа "Буг" по маршруту порт "Феодосия – порт Палермо"
С развитием международной торговли, научно-технического процесса возросла необходимость в обеспечении флота новыми судами. Количественные, а главным образом, качественные изменения состава флота ставит задачу более глубокого научного подхода к вопросам мореплавания. В настоящее время ...

Проект тележки электромостового крана общего назначения
Грузоподъемные и транспортирующие машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ. В поточных и автоматизированных линиях роль подъемно-транспортных машин качественно ...