На современных машинах устанавливают трехфазные, синхронные генераторы переменного тока (Г-250, Г-273 А, Г-258, Г-304, Г-305 и т.д.) с независимым электромагнитным возбуждением и встроенным в крышку со стороны контактных колец кремниевым выпрямителем.

При ремонте генераторов неисправные и поврежденные детали заменяются новыми.

К типичным неисправностям генераторов переменного тока относятся: обрыв проводов обмотки, межвитковое замыкание на корпус фазовой обмотки статора и обмотки возбуждения; нарушение контакта в щеточном узле (Г-250); пробой диодов; замыкание на корпус зажима «+», старение диодов.

Обрыв в фазовых обмотках статора определяют последовательным включением выводных концов обмоток в цепь источника тока напряжением 12В через контрольную лампу или омметр.

На статоре установлено 18 катушек. Каждая фаза включает шесть непрерывно намотанных катушек, состоящих из 13 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,35 . 1,46 мм, намотанного в три слоя. Намотка должна быть плотной, виток к витку. Провод начала фазы необходимо зачистить и залудить припоем ПОС-Су-40 на длине (15 + 2) мм. На провод конца фазы надевают электроизоляционную трубку ТЛВ-2 длиной (80 ±2) мм. К проводу припаивают наконечник, пользуясь тем же припоем.

Межвитковое замыкание в обмотках можно выявить методом «вольтметра — амперметра» (рис. 1).

Рис. 1. Схема включения приборов при измерении сопротивления

Замыкание фазовой обмотки статора на корпус («массу») определяют при помощи контрольной лампы напряжением 220 . 380 В, подключая один щуп к корпусу, а другой — к одному из зажимов обмотки статора.

При сборке статора следует строго соблюдать последовательность укладки обмотки, принятую для данной марки генератора. Укладку катушек фаз необходимо проводить против часовой стрелки. При этом внутренний диаметр статора по проводам не должен быть менее 100 мм. После ремонта к статору генератора предъявляют следующие технические требования: внутренний диаметр корпуса статора должен быть 97,15+0,20 мм; забоины на поверхностях сопряжения с крышками не допускаются.

Основные дефекты ротора генератора (рис. 2) — задиры и износ корпуса ротора, износ шейки подшипника со стороны контактных колец, обрыв провода у контактных колец, пробой на «массу», межвитковое замыкание, обрыв и обгорание изоляции, износ шейки вала со стороны привода, износ паза под шпонку шкива, износ контактных колец.

Задиры и износы корпуса устраняют слесарной обработкой до удаления дефекта. При диаметре менее 90,0 мм ротор бракуют. Износ шейки под подшипник со стороны контактных колец до диаметра менее 14,97 мм устраняют железнением с последующим шлифованием под размер рабочего чертежа.

Обрыв соединительных проводов у контактных колец устраняют пайкой.

1 — задиры и износ корпуса ротора; 2 — износ шейки под подшипник со стороны контактных колеи; 3 — обрыв провода у контактных колец; 4 — пробой на массу, межвитковое замыкание, обрыв и обгорание изоляций; 5 — износ шейки со стороны привода; 6 — износ паза под шпонку шкива; 7 — износ контактных колец

Замыкание обмотки возбуждения на ротор проверяют аналогично статору: одним щупом касаются ротора (вала), а другим — поочередно контактных колец генераторов Г-243, Г-250-А1 или зажима Ш обмотки возбуждения генератора Г305. Если в течение 1 . 2 мин лампа не зажигается, то изоляция обмотки в норме. Зажигание лампы указывает на замыкание обмотки на ротор.

Износ шейки со стороны привода до диаметра менее 16,97 мм устраняют железнением с последующим шлифованием под размер рабочего чертежа.

Межвитковое замыкание и замыкание на «массу», а также обрыв и обгорание изоляции устраняют заменой катушки.

Износ шпоночного паза до размера более 4,03 мм устраняют фрезерованием нового паза с размерами по рабочему чертежу под углом 180° к изношенному.

Незначительно изношенные контактные кольца и щетки зачищают шкуркой и притирают друг к другу. При значительном неравномерном износе колец их обтачивают на токарном станке до выведения следов износа. Уменьшать диаметр контактных колец более чем на 1 мм нельзя (т. е. диаметр должен быть не менее 30,1 мм). Биение поверхностей А и Б (см. рис. 4.20) относительно поверхностей В и Г более 0,1 мм устраняют правкой вала после выпрес-совки из контактных колец и втулки обмотки возбуждения.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя ЯМЗ-238
Произвести расчет четырехтактного дизельного V – образного двигателя ЯМЗ-238, предназначенного для грузовых автомобилей. Эффективная мощность дизельного двигателя Ne=232 кВт при частоте вращения коленчатого вала n=2250 мин-1 . Двигатель 8 цилиндровый (i=8). Система охлаждения жидкостная ...

Организация производства на предприятиях автомобильного транспорта
Характер выполнения производственных процессов, особенности их осуществления являются базовыми в организации производства. Их технологическое исполнение необходимо реализовать наиболее рациональным образом, а если это возможно, то и оптимально. В условиях автотранспортного предприятия ...

Разработка вариантов международной автомобильной перевозки груза по маршруту Череповец-Стамбул
Международные автомобильные перевозки (МАП) являются одним из наиболее важнейших экономических отношений между странами. Для России это жизненная необходимость по модернизации экономики и развития предпринимательства во многих областях хозяйственной деятельности, в том числе, и на тр ...