На современных машинах устанавливают трехфазные, синхронные генераторы переменного тока (Г-250, Г-273 А, Г-258, Г-304, Г-305 и т.д.) с независимым электромагнитным возбуждением и встроенным в крышку со стороны контактных колец кремниевым выпрямителем.

При ремонте генераторов неисправные и поврежденные детали заменяются новыми.

К типичным неисправностям генераторов переменного тока относятся: обрыв проводов обмотки, межвитковое замыкание на корпус фазовой обмотки статора и обмотки возбуждения; нарушение контакта в щеточном узле (Г-250); пробой диодов; замыкание на корпус зажима «+», старение диодов.

Обрыв в фазовых обмотках статора определяют последовательным включением выводных концов обмоток в цепь источника тока напряжением 12В через контрольную лампу или омметр.

На статоре установлено 18 катушек. Каждая фаза включает шесть непрерывно намотанных катушек, состоящих из 13 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,35 . 1,46 мм, намотанного в три слоя. Намотка должна быть плотной, виток к витку. Провод начала фазы необходимо зачистить и залудить припоем ПОС-Су-40 на длине (15 + 2) мм. На провод конца фазы надевают электроизоляционную трубку ТЛВ-2 длиной (80 ±2) мм. К проводу припаивают наконечник, пользуясь тем же припоем.

Межвитковое замыкание в обмотках можно выявить методом «вольтметра — амперметра» (рис. 1).

Рис. 1. Схема включения приборов при измерении сопротивления

Замыкание фазовой обмотки статора на корпус («массу») определяют при помощи контрольной лампы напряжением 220 . 380 В, подключая один щуп к корпусу, а другой — к одному из зажимов обмотки статора.

При сборке статора следует строго соблюдать последовательность укладки обмотки, принятую для данной марки генератора. Укладку катушек фаз необходимо проводить против часовой стрелки. При этом внутренний диаметр статора по проводам не должен быть менее 100 мм. После ремонта к статору генератора предъявляют следующие технические требования: внутренний диаметр корпуса статора должен быть 97,15+0,20 мм; забоины на поверхностях сопряжения с крышками не допускаются.

Основные дефекты ротора генератора (рис. 2) — задиры и износ корпуса ротора, износ шейки подшипника со стороны контактных колец, обрыв провода у контактных колец, пробой на «массу», межвитковое замыкание, обрыв и обгорание изоляции, износ шейки вала со стороны привода, износ паза под шпонку шкива, износ контактных колец.

Задиры и износы корпуса устраняют слесарной обработкой до удаления дефекта. При диаметре менее 90,0 мм ротор бракуют. Износ шейки под подшипник со стороны контактных колец до диаметра менее 14,97 мм устраняют железнением с последующим шлифованием под размер рабочего чертежа.

Обрыв соединительных проводов у контактных колец устраняют пайкой.

1 — задиры и износ корпуса ротора; 2 — износ шейки под подшипник со стороны контактных колеи; 3 — обрыв провода у контактных колец; 4 — пробой на массу, межвитковое замыкание, обрыв и обгорание изоляций; 5 — износ шейки со стороны привода; 6 — износ паза под шпонку шкива; 7 — износ контактных колец

Замыкание обмотки возбуждения на ротор проверяют аналогично статору: одним щупом касаются ротора (вала), а другим — поочередно контактных колец генераторов Г-243, Г-250-А1 или зажима Ш обмотки возбуждения генератора Г305. Если в течение 1 . 2 мин лампа не зажигается, то изоляция обмотки в норме. Зажигание лампы указывает на замыкание обмотки на ротор.

Износ шейки со стороны привода до диаметра менее 16,97 мм устраняют железнением с последующим шлифованием под размер рабочего чертежа.

Межвитковое замыкание и замыкание на «массу», а также обрыв и обгорание изоляции устраняют заменой катушки.

Износ шпоночного паза до размера более 4,03 мм устраняют фрезерованием нового паза с размерами по рабочему чертежу под углом 180° к изношенному.

Незначительно изношенные контактные кольца и щетки зачищают шкуркой и притирают друг к другу. При значительном неравномерном износе колец их обтачивают на токарном станке до выведения следов износа. Уменьшать диаметр контактных колец более чем на 1 мм нельзя (т. е. диаметр должен быть не менее 30,1 мм). Биение поверхностей А и Б (см. рис. 4.20) относительно поверхностей В и Г более 0,1 мм устраняют правкой вала после выпрес-совки из контактных колец и втулки обмотки возбуждения.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Состояние и проблемы повышения эффективности работы транспортного хозяйства предприятия
Основными отличиями предприятия, производящего изделия микроэлектроники, от других предприятий, является техпроцесс изготовления основной продукции (изделий электронной техники), а также основное технологическое оборудование и материалы. Технологический процесс изготовления изделий эле ...

Защита выпускного клапана двигателя внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – устройство, преобразующее тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу. Выпускной клапан Рисунок 1 - Общий в ...

Проектирование предприятий автомобильного транспорта
Главной задачей автомобильного транспорта является полное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей производства и населения в перевозках при минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов. Трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного состава в ...