Казённая железная дорога, конечный участок Транссибирской магистрали, построенная в 1906 - 16. Проходила по территории Забайкальской и Амурской обл. Способствовала развитию золотодобывающей промышленности, лесоразработок, рыбного и пушного промыслов. Основные участки: Куэнга - Урюм (193 версты, 1907-11), Урюм - Керак (597 вёрст, 1909-13), Керак - Дея с веткой на Благовещенск (641 верста, 1911-15), Дея - Хабаровск (454 версты, 1915-16). Общая протяжённость к 1916 достигла 1996 вёрст.

Изыскательские работы велись в 1894 - 1895 на северном участке под руководством инженера В.У. Савримовича; в 1906 - 07 на западном и восточном участках - инженера Ф.Н. Дроздова и Е.Ю. Подруцкого. Строительство осуществлялось в трудных климатических условиях, в районах вечной мерзлоты, в малонаселённой местности. Руководили работами инженеры Подруцкий, А.В. Ливеровский, В.В. Трегубов. На прокладке дороги было занято (1910) до 20 тыс. строительных рабочих из Центральных губерний России и Сибири.

Специальным постановлением правительства запрещалось привлекать иностранных рабочих. На Амурской железной дороге построены уникальные искусственные сооружения, в т. ч. крупнейший в России мост через р. Амур, проект которого разработал Л.Д. Проскуряков; первый в мировой практике тоннель в вечномёрзлом грунте с применением теплоизолирующего слоя между обделкой тоннеля и породой; применён способ образования в условиях минусовых температур опоры моста из бетона с использованием его подогрева (предложение Ливеровского). На дороге были построены станционные здания и вокзалы, железнодорожные мастерские (на ст. Зилово и Укурей); через р. Амур функционировала железнодорожная паромная и ледовая переправы (до введения в эксплуатацию моста). Дороге принадлежал пароход. Пропускная способность Амурской железной дороги - 9 пар поездов в сутки.

На дороге были открыты начальные школы и больницы (на ст. Сбега, Ксеньевская, Могоча, Амазар, Уруша). Находилась в ведении МПС; управление в Хабаровске. В 1922 Амурская железная дорога передана НКПС. На начало 1991 основной линии в составе Забайкальской железной дороги и Дальневосточной железной дороги.

Байка́ло-Аму́рская магистра́ль (БАМ) - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (рисунок 2). Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков - Северо-Муйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

По состоянию на 2008 год, на территории Амурской области имеются следующие железнодорожные линии общего пользования, находящиеся в ведении компании "РЖД" (рисунок 3): участок главного хода Транссибирской магистрали (историческая Амурская железная дорога) Малоковали - Ядрин, участок главного хода исторической Байкало-Амурской железной дороги Олёкма - Ульма, участки исторической Амуро-Якутской железной дороги Бамовская - Тында и Бестужево - Якутский, тупиковые ветви Сковородино - Рейново, Белогорск - Благовещенск, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск.

Линии общего пользования относятся к Забайкальской железной дороге (главный ход Транссибирской магистрали к западу от станции Архара, ветви Сковородино - Рейново, Белогорск - Благовещенск, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск), и к Дальневосточной железной дороге (находящиеся на территории области участки Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных линий, участок главного хода Транссибирской магистрали восточнее станции Архара).

Главный ход Трансибирской магистрали на всём протяжении имеет два главных пути, электрифицирован на переменном токе. Остальные линии почти полностью однопутные, нигде не электрифицированы.

На линиях Сковородино - Рейново, Завитая - Поярково, Бурея - Райчихинск отсутствует пассажирское сообщение. По неподтверждённым данным, линия Сковородино - Рейново в 2008 году для перевозок не используется и может быть разобрана.

Ведомственные железнодорожные линии значительной протяжённости: Ледяная - Углегорск и далее к объектам ракетного полигона (космодрома Свободный), линия от станции Екатеринославка к объекту военного назначения, линии от станций Райчихинск и Прогресс к угольным карьерам.

Ликвидированные железнодорожные линии в Амурской области: Ушумун - Черняево, Бурея - Кивда, Шимановская - Чагоян. Линии Ушумун - Черняево и Бурея - Кивда были разобраны не позднее 1970-х годов. Линия Шимановская - Чагоян, имевшая протяжённость 45 километров, была введена в эксплуатацию в 1987 году, предназначалась в основном для освоения месторождения известняка. Эта железнодорожная линия почти не работала и была разобрана не позднее 2005 года.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Технология ремонта масляного насоса
Тепловоз представляет собой сложную единую техническую систему, в которой отдельные элементы, в свою очередь, объединены в многочисленные узлы и агрегаты. Поэтому износ такой системы предусматривает суммарное наложение всех износов любых элементов (деталей), составляющих тот или иной узел ...

Организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава
В рамках любой социально-экономической системы транспорт и связь играют важнейшую роль. Для независимого Казахстана с его огромной территорией (2725 тыс. км2), низкой плотностью населения (менее 6 чел/км2), рассредоточенностью сырьевых и производственных ресурсов транспортно-коммуникацион ...

Технология ремонта оси блока шестерен заднего хода автомобиля
В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойства постепенно снижаются вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняют при ТО и ремонте. Необходимо ...