Задача оптимизации доставки мелкопартионных грузов в условиях крупного города заключается в минимизации транспортных издержек дистрибьютора при организации отправок мелких партий грузов большому количеству клиентов. В результате решения задачи мы должны получить оптимальный маршрут следования грузового автомобиля по маршруту, в котором будет определен порядок объезда пунктов.

Основными условиями задачи являются следующие:

1) Поставщик или дистрибьютор располагает одним или несколькими складами, с которых осуществляется доставка товаров клиентам.

2) Склады являются многономенклатурными по ассортименту продукции, т.е. заказ клиента может быть полностью удовлетворен поставкой с любого склада.

3) Складские и транспортные мощности достаточны для выполнения заказов клиентов, то есть, гарантировано отсутствие дефицита.

4) Мы рассматриваем «заказную» систему поставок, то есть дистрибьютор только должен выполнить заказы клиентов в определенном объеме, и он располагает ресурсами для этого. В данном случае мы не рассматриваем задачу, связанную с запасами и хранением товаров, в которой дистрибьютор должен учитывать запасы товаров, как у себя, так и у клиентов, которые составляют «мертвый» капитал и, кроме того, возникают расходы с его хранением.

5) Количество клиентов может достигать нескольких сотен или тысяч, которые расположены в разных районах города и области.

6) Доставка осуществляется клиентам со складов автомобилями различной грузоподъемности. При этом практикуется следующая схема маршрутизации. Каждый автомобиль выполняет только один рейс от одного склада по принципу «один ко многим», то есть за один рейс автомобиль может обеспечить доставку нескольким клиентам, но клиент должен быть обслужен одним автомобилем. Суммарные заказы клиентов по маршруту автомобиля не должны превосходить его грузоподъемность.

7) Накладываются строгие требования на время доставки товаров, которые, как правило, зависят от режима работы клиентов и особенностей поставляемых товаров. Также временные ограничения могут возникать из условий работы водителей автомобилей и сопровождающих (продолжительность рабочего дня, перерывы на обед и т.д.).

8) Транспортные расходы складываются из арендной платы за автомобиль, его пробега по маршруту, времени использования и, возможно, некоторых других факторов.

В настоящее время для формирования маршрутов движения транспортных средств (ТС) широко используется специализированное программное обеспечение ГИС-класса. Сегодня на российском рынке представлено достаточно много фирм, предлагающих свои программные продукты для решения задач транспортной логистики. Наибольшим успехом на российском рынке пользуются Деловая карта (разработчик ООО «Фирма «ИНГИТ», Санкт-Петербург, Россия) и Top-Logistic (разработчик «Компания «TopPlan», Санкт-Петербург, Россия). Функциональные возможности этих и подобных им программных продуктов очень близки. Продажная цена одной лицензии для установки программы на локальном компьютере колеблется от 500 до 2000 долларов США. Окупаются эти программные продукты, по мнению разработчиков, за два-три месяца. Основными недостатками этих программных продуктов является невозможность сформировать маршруты в автоматическом режиме, если имеется несколько грузоотправителей для данного количества грузополучателей и если число формируемы маршрутов велико, например, для Top-Logistic свыше 100. Как правило, в дистрибутивных сетях крупных компаний решаются задачи именно такого масштаба и сложности. Поскольку «в лоб» решить данную задачу не представляется возможным, предлагается проводить декомпозицию общей задачи маршрутизации мелкопартионных грузов.

Общую (глобальную) задачу оптимизации доставки мелкопартионных грузов в условиях крупного города разбить на ряд локальных задач, т.е. задач, в которых рассматривается не все множество складов, клиентов и возможных маршрутов, а только их часть, которую мы называем - локальная система доставки. Локальная система доставки- это система, в которой клиенты расположены недалеко друг от друга и их обеспечение осуществляется с одного места (базы, склада).

Очевидным решением задачи локализации, т.е. сведения общей задачи оптимизации доставки мелкопартионных грузов к локальной, будет решения задачи закрепления клиентов за складами и разбиение всей зоны обслуживания на сектора развозки или клиентские группы. На рис. 1 представлен алгоритм планирования доставки мелкопартионных грузов.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Проект производственно-финансового плана основного локомотивного депо
Разработать сводные годовые бюджеты продаж, производства, затрат основного локомотивного депо (электровозного или тепловозного) с учётом конкретных условий по всем разделам, предусмотренным Положением об отраслевых структурных подразделениях. Выполнение курсового проекта предусматривает ...

Проект тележки электромостового крана общего назначения
Грузоподъемные и транспортирующие машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ. В поточных и автоматизированных линиях роль подъемно-транспортных машин качественно ...

Проектирование схемы организации дорожного движения на перекрестке
Рост автомобильного парка и объёма перевозок ведёт к увеличению интенсивности движения, что в условиях городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению транспортной проблемы. Особенно остро она проявляется в узловых пунктах улично-дорожной сети (УДС). Здесь увеличива ...