В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Документальное подтверждение затрат является необходимым условием и для признания их в качестве расхода для целей налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В настоящее время ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не устанавливают предельных норм расходов на ГСМ, которые можно списывать на затраты.

Дело в том, что Минтранс России руководящим документом N Р3112194-0366-03 утвердил Нормы расхода топлива и ГСМ на автомобильном транспорте. Документ введен в действие с 1 июля 2003 г.

Однако Министерство юстиции РФ не осуществило регистрацию указанного документа, и он не был опубликован в установленном для таких документов порядке. Следовательно, для целей налогообложения и бухгалтерского учета данный руководящий документ не является обязательным. Пользоваться документом, естественно, можно, например, при расчете себестоимости перевозок, содержания транспорта, планировании и т.д. Также каждое предприятие вправе само установить такие нормы, чтобы контролировать расход ГСМ.

Стоимость израсходованного топлива списывается на себестоимость продукции на основании первичных учетных документов, подтверждающих, что автомобиль используется в производственных целях. Такими документами являются маршрутные или путевые листы, содержащие обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, с приложением к ним чеков контрольно-кассовых машин, которые, в свою очередь, должны содержать реквизиты согласно Письму Минфина России от 5 января 2004 г. N 16-00-17/2 (при выдаче денег на бензин под отчет).

Особое внимание необходимо обратить именно на наличие в указанных случаях чеков ККТ. Иначе налоговый орган вправе увеличить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму документально не подтвержденных расходов и доначислить на указанную сумму налог.

Маршрутные листы применяют обычно в том случае, когда автомобиль курсирует по одному и тому же маршруту в течение длительного времени. Когда маршруты одного и того же автомобиля различны, используют путевые листы.

Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Указанным Постановлением утверждены, в частности, следующие формы путевых листов:

- путевой лист легкового автомобиля (форма N 3). Является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителям;

- путевой лист грузового автомобиля (формы N 4-С и 4-П). Такие путевые листы являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов. Форма N 4-С (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы водителя автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-П (повременная) применяется при условии оплаты работы водителя автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Агрегатный участок
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его ...

Организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава
В рамках любой социально-экономической системы транспорт и связь играют важнейшую роль. Для независимого Казахстана с его огромной территорией (2725 тыс. км2), низкой плотностью населения (менее 6 чел/км2), рассредоточенностью сырьевых и производственных ресурсов транспортно-коммуникацион ...

Морское судоходство и задачи по обеспечению его безопасности
Мировой океан занимает три четверти поверхности планеты, обладает колоссальными, недостаточно используемыми топливно-энергетическими и минеральными ресурсами, В Мировом океане проходят важнейшие транспортные коммуникации, обеспечивающие устойчивость хозяйственных связей прибрежных госуда ...