3. Лизингодатель одной страны осуществляет контракты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, через своего представителя - лизинговую фирму этой страны, которой могут быть поручены: организация и проведение предварительных переговоров, подготовка и заключение лизингового контракта на базе условий поручителя, а также его исполнение. Юридически отношения между партнерами - лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением на коммерческой основе.

4. Лизингодатель осуществляет контакты по организации и осуществлению лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране, а исполнение заключенного контракта на условиях агентского соглашения передает лизинговой фирме, находящейся в другой стране.

Оценивая применимость на практике каждого из вышеизложенных вариантов в Азербайджане, необходимо выделить следующее: сегодня, в силу невозможности удовлетворять за счет исключительно традиционных каналов финансирования темпов технического и технологического прогресса, механизм реализации лизинговой деятельности в республике может опираться только на привлечение иностранных инвестиций. Вместе с этим надо отметить, что основной проблемой, которая возникнет у инвестора-лизингодателя при осуществлении международных лизинговых операций, будет проблема установления "хорошей репутации" отечественного лизингополучателя. Это вполне естественно, так как при международных лизинговых операциях, партнеры находятся в разных странах, и степень коммерческих рисков при проведении этих операций возрастает (различия в системах гражданского, торгового, налогового, правового регулирования; риски изменения валютных курсов; защиты прав собственности на предмет лизинга; вопросы его возврата после истечения сроков основной аренды; политические риски и т.п.).

Надежной возможностью преодоления вышеуказанных трудностей может считаться открытие дочерней фирмы или представительства иностранного лизингодателя в Азербайджанской Республике (благоприятные условия и гарантии для реализации этого механизма дает законодательство Азербайджана, регулирующее инвестиционную деятельность иностранных компаний в республике) либо организация проведения операций по международному лизингу по двум последним из четырех представленных моделей.

Если обращаться к опыту европейских стран, то в целях унификации и оптимизации операций, связанных с международным лизингом, крупные лизинговые фирмы там объединяются в так называемые "лизинговые клубы" или "ассоциации". Эти структуры являются проявлением своеобразных форм кооперации в области лизинга. Помимо выполнения указанных функций, через них осуществляется "перенайм" (сублизинг) сделок по "лизингу, переходящему границы", т.е. подыскивается партнер из членов клуба в той стране, куда "направляется" лизинг, который готов принять на себя выполнение обязательств по контракту.

Такие "лизинговые клубы" получили широкое распространение. Например, в Западной Европе существует ассоциация "InterLease" с участием лизинговых фирм Англии, Бельгии, Дании, Голландии, Италии, Норвегии, Франции, ФРГ, Швейцарии и Швеции; "Lease-Club", объединяющая лизинговые фирмы из стран Европы и одну из Австралии; "LeaseEurope", объединяющая национальные лизинговые ассоциации Европы. В России существует национальная ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг". Идею создания аналогичного объединения на постсоветском пространстве выдвинул Межгосударственный Экономический Комитет СНГ. Образование этой структуры может иметь определенный позитивный результат в деле информационной поддержки при создании доверительных отношений между лизинговыми компаниями наших стран и выработки единого механизма гарантий.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ функционирования систем автоматической посадки беспилотной авиации
Из всех режимов полета летательных аппаратов (ЛА) наиболее сложным и напряженным является режим захода на посадку и непосредственно посадки. Связано это, в первую очередь, с большой степенью аварийности ЛА на этом режиме, вследствие быстротечности процесса посадки и очень высокой нервно- ...

Проектирование предприятий автомобильного транспорта
Главной задачей автомобильного транспорта является полное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей производства и населения в перевозках при минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов. Трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного состава в ...

Проектирование одноступенчатого редуктора с цилиндрическими прямозубыми эвольвентными зубчатыми колесами
Редуктор - это механизм состоящий из зубчатых или червячных передач, заключенный в отдельный закрытый корпус. Редуктор предназначен для понижения числа оборотов и, соответственно, повышения крутящего момента. Редукторы делятся по следующим признакам: - по типу передачи - на зубча ...