Основные исследования и испытания за рубежом проведены с МЦТМ формулой , известным в химической промышленности США под названием МД-СМТ, а в нефтяной – АК-33Х. Это соединение представляет собой прозрачную маловязкую жидкость светло-янтарного цвета с травянистым запахом, температурой кипения 233 °С, плотностью 1,3884 г/ и температурой застывания 1,5°С.

МЦТМ хорошо растворим в бензине и практически нерастворим в воде (0,007% масс. при 25 °С).

Антидетонационную эффективность МЦТМ изучали на товарных бензинах и индивидуальных углеводородах. Исследования на индивидуальных углеводородах показали, что углеводороды, наиболее чувствительные к ТЭС, обнаруживают и наилучшую приемистость к МЦТМ. Наиболее приемисты как к ТЭС, так и к МЦТМ н-гептан, 2,2-диметилбутан и 2-метилпентан. Нафтеновые углеводороды обладают несколько меньшей приемистостью к МЦТМ, чем парафиновые, но намного превосходят ароматические. Эффективность МЦТМ в олефинах в значительной степени зависит от структуры: приемистость к нему октена-1 в 14 раз больше, чем диизобутиленов.

При исследовании сравнительной эффективности МЦТМ и ТЭС на искусственной смеси, состоящей из 40% толуола, 30% н-гептана, 20% диизобутилена и 10% изооктана (топливо ТД-3), оказалось, что МЦТМ вдвое эффективнее ТЭС при определении октанового числа – по моторному методу. Приемистость бензинов к МЦТМ зависит от химического состава. Бензины с высокой приемистостью к ТЭС, как правило, еще более приемисты к МЦТМ. Основное влияние на приемистость бензинов к МЦТМ оказывает содержание в них парафиновых и ароматических углеводородов: с увеличением первых и уменьшением вторых приемистость возрастает. Высокую приемистость к МЦТМ имеют алкилаты, газовые бензины, углеводороды разветвленного строения.

На основании обследования образца различных товарных бензинов в США установлено, что МЦТМ в среднем примерно вдвое эффективней ТЭС (считая по металлу) при определении антидетонационных свойств по исследовательскому методу. При оценке по моторному методу антидетонационная эффективность МЦТМ и ТЭС примерно одинакова. Замечена характерная особенность МЦТМ: он повышает детонационную стойкость бензина, содержащего ТЭС, при этом особенно эффективны первые порции. Одно и то же количество МЦТМ повышает октановое число этилированного бензина больше, чем неэтилированного; чем выше содержание ТЭС в бензине, тем эффективно введение МЦТМ. Промотирующее действие МЦТМ на антидетонационную эффективность ТЭС дало основание для совместного применения этих антидетонаторов. В США была выпущена антидетонационная смесь АК-33 Mix, состоящая из ТЭС и МЦТМ (0,052 г марганца и 1 мл ТЭС). Действие ТЭС промотируется не только МЦТМ, но и некоторыми другими соединениями марганца.

При испытании на двигателях в стендовых и эксплуатационных условиях МЦТМ оказалась значительно более эффективным, чем при определении октанового числа исследовательским и особенно моторным методом. При испытаниях на полноразмерном одноцилиндровом двигателе оказалось, что детонационная стойкость бензина с МЦТМ на 3 – 4 октановых единицы выше, чем по исследовательскому методу. Многочисленные дорожные испытания на современных автомобилях показали, что детонационная стойкость бензины с МЦТМ в условиях эксплуатации больше соответствует октановому числу по исследовательскому методу, чем по моторному.

Данных о механизме антидетонационного действия марганцевых антидетонаторов в зарубежной литературе не опубликовано. На основании проведенных исследований и испытаний, по-видимому, такой же, как и ТЭС. Полагают, что в начале МЦТМ распадается с образованием металла или его окислов в мелкодисперсном состоянии. Активные окисные соединения марганца, вероятно, и являются теми веществами, которые прерывают цепные реакции, ведущие к детонации. Очевидно, марганцевосодержащий антидетонатор разрушает те же активные соединения, что и ТЭС. В пользу такого предложения говорит некоторая идентичность в приемистости товарных топлив и чистых углеводородов к МЦТМ и ТЭС.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Якорное устройство
Якорь приспособление для удержания судна на месте стоянки в свободной воде, соединяется с судном канатом или якорной цепью. Устроен якорь так, что после отдачи зарывается лапами в грунт. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей сило ...

Анализ функционирования систем автоматической посадки беспилотной авиации
Из всех режимов полета летательных аппаратов (ЛА) наиболее сложным и напряженным является режим захода на посадку и непосредственно посадки. Связано это, в первую очередь, с большой степенью аварийности ЛА на этом режиме, вследствие быстротечности процесса посадки и очень высокой нервно- ...

Проектирование аккумуляторного отделения
Повышение производительности, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта в значительной степени зависит от уровня развития и условий функционирования производственно-технической базы предприятия автомобильного транспорта, основной задачей которого является о ...