Система смазки предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям для уменьшения их трения, отвода выделяющейся теплоты, очистки от продуктов износа, нагара и других посторонних частиц. Состоит из масляных цистерн, масляных насосов, масляных фильтров, маслопроводов, охладителей масла. Основные схемы системы смазки представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Системы смазки
Смазка подается на трущиеся поверхности двигателя (подшипники, втулку цилиндра, направляющие клапанов) и навешенных систем и механизмов (узлы и подшипники ГРМ, втулку плунжера ТНВД). Подача масла осуществляется нагнетанием масла в нагнетательный маслопровод, откуда оно поступает через форсунки и сверления на все узлы трения дизеля. Подача масла в нагнетательный маслопровод может осуществляться непрерывно или периодически. Отработавшее масло стекает в нижнюю часть остова откуда подается на очистку в фильтрах и охлаждение в масляных охладителях, после чего снова запускается в цикл.
Масляные системы классифицируются по способу обеспечения напора (гравитационные – масло в нагнетательный маслопровод поступает самотеком из цистерны расположенной выше; принудительные – масло нагнетается насосом; комбинированные), по количеству марок масла (одномасляные, многомасляные – отдельные потребители могут требовать специфические свойства смазки), по способу смазки поверхности цилиндра (с принудительной подачей масла через форсунку во втулке, с подачей масла разбрызгиванием – втулка смазывается маслом разбрызгиваемым кривошипами КВЛ и масляных туманом), по месту размещения масла с системе (с «мокрым» картером – отработавшее масло хранится в поддоне остова; с «сухим» картером – масло из поддона собирается в отдельную цистерну; применяются комбинированные схемы), по движению масла (циркуляционные – масло проходит через обслуживаемый узел и многократно совершает замкнутый цикл; лубрикаторные – подводится к поверхности один раз и в систему не возвращается).
Масляные насосы непрерывной подачи называются циркуляционные, чаще всего шестеренные, винтовые, на крупных судах насосы имеют автономный электрический привод. Так же насосы на автономном приводе используются при пуске двигателя. На малых судах циркуляционные насосы навешенные. Для смазки цилиндров используются лубрикаторы, регулируемые плунжерные насосы навешенного типа. Масляные фильтры могут быть магнитные, просеивающие и центрифугирующие. Магнитные обеспечивают отбор из масла металлических частиц износа. Просеивающие очищают удерживая частицы при прохождении масла через отверстия, поры или щели в фильтрующем материале (металлическая сетка, фетр, войлок, бумага). Центрифугирующие очищают масло за счет дифферента по плотности – при вращении примеси отбрасываются и оседают на стенках, а масло в центральной части очищенное и подается в магистраль. Последовательное включение фильтров называется полнопроточным. В этом случае должна быть предусмотрена очистка фильтров на работающем двигателе. Для этого используются самоочищающиеся фильтры. В них используется автоматический электрический привод, засорение фильтра определяется по разнице давлений на входе и выходе фильтрующего элемента, очистка производиться с помощью подачи сжатого воздуха. Охлаждается масло в кожухных водомасляных охладителях с круглыми или оребренными трубками, в пластинчатых охладителях. Цистерны бывают напорные (гравитационная подача), циркуляционные (система с «сухим» картером), запасные.
Другое по теме:
Основы системы воздушного транспорта
Существует множество факторов, влияющих на выбор воздушного
авиаперевозчика: рекомендации знакомых, друзей, положительный прошлый опыт,
репутация авиакомпании, тип самолета, график полета и т.д. Все эти и другие
факторы зависят, прежде всего, от качества обслуживания как в аэропорту, так ...
Механизмы автомобильного двигателя
Двигатель автомобиля состоит из целого ряда механизмов и
систем.
Бензиновый двигатель и дизель имеют кривошипно-шатунный
механизм, газораспределительный механизм, смазочную систему, систему охлаждения
и систему питания, а бензиновый двигатель — еще и систему зажигания.
Кривошипно-ша ...
Исследование процесса технической эксплуатации топливных форсунок системы распределённого впрыска
Системы впрыска топлива
изобретены практически одновременно с созданием автомобильного двигателя. Еще в
1881 году, когда большинство автомобилестроителей совершенствовали карбюратор,
француз по имени Этив получил патент на систему измерения массы сжатого
воздуха. В1883 году немецкий инже ...
