Система смазки предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям для уменьшения их трения, отвода выделяющейся теплоты, очистки от продуктов износа, нагара и других посторонних частиц. Состоит из масляных цистерн, масляных насосов, масляных фильтров, маслопроводов, охладителей масла. Основные схемы системы смазки представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Системы смазки

Смазка подается на трущиеся поверхности двигателя (подшипники, втулку цилиндра, направляющие клапанов) и навешенных систем и механизмов (узлы и подшипники ГРМ, втулку плунжера ТНВД). Подача масла осуществляется нагнетанием масла в нагнетательный маслопровод, откуда оно поступает через форсунки и сверления на все узлы трения дизеля. Подача масла в нагнетательный маслопровод может осуществляться непрерывно или периодически. Отработавшее масло стекает в нижнюю часть остова откуда подается на очистку в фильтрах и охлаждение в масляных охладителях, после чего снова запускается в цикл.

Масляные системы классифицируются по способу обеспечения напора (гравитационные – масло в нагнетательный маслопровод поступает самотеком из цистерны расположенной выше; принудительные – масло нагнетается насосом; комбинированные), по количеству марок масла (одномасляные, многомасляные – отдельные потребители могут требовать специфические свойства смазки), по способу смазки поверхности цилиндра (с принудительной подачей масла через форсунку во втулке, с подачей масла разбрызгиванием – втулка смазывается маслом разбрызгиваемым кривошипами КВЛ и масляных туманом), по месту размещения масла с системе (с «мокрым» картером – отработавшее масло хранится в поддоне остова; с «сухим» картером – масло из поддона собирается в отдельную цистерну; применяются комбинированные схемы), по движению масла (циркуляционные – масло проходит через обслуживаемый узел и многократно совершает замкнутый цикл; лубрикаторные – подводится к поверхности один раз и в систему не возвращается).

Масляные насосы непрерывной подачи называются циркуляционные, чаще всего шестеренные, винтовые, на крупных судах насосы имеют автономный электрический привод. Так же насосы на автономном приводе используются при пуске двигателя. На малых судах циркуляционные насосы навешенные. Для смазки цилиндров используются лубрикаторы, регулируемые плунжерные насосы навешенного типа. Масляные фильтры могут быть магнитные, просеивающие и центрифугирующие. Магнитные обеспечивают отбор из масла металлических частиц износа. Просеивающие очищают удерживая частицы при прохождении масла через отверстия, поры или щели в фильтрующем материале (металлическая сетка, фетр, войлок, бумага). Центрифугирующие очищают масло за счет дифферента по плотности – при вращении примеси отбрасываются и оседают на стенках, а масло в центральной части очищенное и подается в магистраль. Последовательное включение фильтров называется полнопроточным. В этом случае должна быть предусмотрена очистка фильтров на работающем двигателе. Для этого используются самоочищающиеся фильтры. В них используется автоматический электрический привод, засорение фильтра определяется по разнице давлений на входе и выходе фильтрующего элемента, очистка производиться с помощью подачи сжатого воздуха. Охлаждается масло в кожухных водомасляных охладителях с круглыми или оребренными трубками, в пластинчатых охладителях. Цистерны бывают напорные (гравитационная подача), циркуляционные (система с «сухим» картером), запасные.

Другое по теме:

Комплексная автоматизация автотранспортного предприятия
Ведущие компании мира давно осознали, что достижение успеха в конкурентной борьбе на различных рынках невозможно без использования современных информационных технологий. В то же время, все прекрасно понимают, что разработка законченного программного решения качественно и в срок требует в ...

Определение экономической эффективности электрической тяги
Так как в настоящее время износ техники на ж.д. транспорте превышает 70%, то обновление изношенных основных средств и введение в эксплуатацию более совершенных является главной задачей экономической стратегии управления железными дорогами. Работа выполняется в соответствии с методическ ...

Компрессор двухконтурного турбореактивного двигателя
В качестве прототипа двигателя принят ТРДД Д–18Т – трёхвальный турбореактивный двухконтурный двигатель. Особенность трёхвальной схемы–разделение ротора компрессора на три самостоятельных ротора, каждый из которых приводится во вращение своей турбиной. Конструкция двигателя выполнена ...