В докризисные 2007 и 2008 годы, когда в России было продано рекордное количество импортных автомобилей, примерно 60–65% из них шло в РФ транзитом через Финляндию. Три основных порта этой страны (Ханко, Турку и Котка) работали на пределе своих возможностей, зарабатывая сверхприбыли. Так, по данным PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2007 году в РФ было импортировано 1,2 млн новых иномарок, а в 2008 году— 1,5 млн авто. Через Финляндию, по данным Министерства транспорта этой страны, в 2007 году прошло около 720 тыс. авто (60% от общего объема импорта), а в 2008 году, по оценке экспертов, до 1 млн машин (65% от общего объема импорта). По оценке аналитиков, с каждого транзитного автомобиля Финляндия зарабатывает €100–120. То есть в 2007 году ее порты могли выручить €72–86,4 млн, а в 2008 году — €100–120 млн. Отметим, что, по оценке PwC, в 2007 году в РФ также было ввезено 380 тыс. подержанных иномарок, а в 2008 году — 395 тыс. подержанных машин. Большая их часть поступала в Россию тоже через Финляндию.

В сентябре 2008 года в мире начался финансово-экономический кризис. Это привело к тому, что продажи автомобилей в РФ стали стремительно падать. Чтобы поддержать внутреннее производство, российские власти увеличили пошлины на импорт автомобилей в РФ. В итоге в 2009 году по новым иномаркам он сократился в РФ, по данным PwC, на 62% — до 640 тыс. авто. Из них через Финляндию могло быть ввезено 420 тыс. машин, что позволило ее портам заработать не более €45 млн. Что касается импорта подержанных машин в РФ, то он в 2009 году из-за пошлин практически полностью остановился, обвалившись по сравнению с 2008 годом на 97%, до 12 тыс. авто.

Сейчас мощности финских портов просто не перегружены, пропали очереди, а раньше они достигали шестидесяти километров [23].

В итоге, считают некоторые эксперты, пострадать теперь могут российские инвесторы, пожелавшие прежде заработать на перевалке импортных авто, забрав этот хлеб у Финляндии. Исходя из текущих прогнозов аналитиков, даже на фоне восстановления российского автомобильного рынка импорт иномарок в РФ будет только сокращаться.

Так, по прогнозам Петербургской ассоциации производителей автомо-бильных компонентов (СПбАПАК), к 2014 году, когда автомобильный рынок РФ, вероятно, вернется на докризисный уровень 2008 года (тогда, напомним, в Россию было ввезено 1,5 млн новых иномарок), импортных автомобилей в стране будет продаваться не более 450 тыс., то есть в три раза меньше, чем планировали российские инвесторы, разрабатывая долгосрочные планы по строительству автомобильных терминалов [32].

Структура грузопотоков импорта автомобилей через Северо-Западный регион России определяется расположением и возможностями входных точек импорта – грузовыми портами на Балтике [32]:

1. Порты России на Балтике:1.1. Большой порт Санкт-Петербург 1.2. Приморский торговый порт 1.3. Выборгский морской торговый порт 1.4. Высоцкий морской торговый порт 1.5. Морской торговый порт «Усть-Луга»

2. Порты Финляндии на Балтике:

2.1. Морской порт Котка

2.2. Морской порт Ханко

2.3. Морской порт Хельсинки

Страницы: 1 2 3

Другое по теме: