Под коррозией понимают самопроизвольное разрушение твердых тел, вызванное химическими и электрохимическими процессами, развивающимися на поверхности тела при его взаимодействии с внешней средой. Коррозия металлов происходит вследствие их взаимодействия с химически активными веществами, содержащимися в природных и технологических средах.

Топливо вызывает коррозию металлов и в жидком, и газообразном состоянии, когда образуется горючая смесь. Кроме того, на коррозию влияют и продукты сгорания. Минимальное коррозионное воздействие на металлы деталей двигателя является одним из основных требований, предъявляемых к автомобильным бензинам.

Коррозии подвергаются топливные баки, трубопроводы, детали топливоподающей системы двигателя, а также резервуары для хранения и цистерны, используемые при транспортировании бензина. Способствует этому наличие в топливе коррозионно-агрессивных соединений: водорастворимых (минеральных) кислот и щелочей, активных сернистых соединений, воды, органических кислот и др.

Водорастворимых кислот и щелочей в бензинах быть не должно. Однако при транспортировании и хранении в топливо могут попасть соединения серной кислоты, едкого натра, сульфокислот и других веществ, вызывающих сильную коррозию цветных и черных металлов.

Практически всегда в топливе содержатся органические соединения кислого характера (нафтеновые кислоты и фенолы). Они наиболее активны по отношению к цветным металлам (свинец, цинк), причем с повышением температуры их активность возрастает, а с увеличением молекулярной массы – уменьшается. При наличии кислых органических кислот в топливах характеризуется кислотностью., которую по ГОСТ 5985-79 определяют количеством щелочи (в мг), потребной для нейтрализации кислот, содержащихся в 100 мл топлива. Плотностью удалять кислоты и фенолы из топлива нет необходимости, так как их коррозионная агрессивность ниже, чем у неорганических кислот.

Сернистые соединения, содержащиеся в топливе, отрицательно сказываются на его эксплуатационные свойства: стабильности, способности к нагарообразованию, коррозионной агрессивности и др. Особенно агрессивны активные сернистые соединения, которые вызывают коррозию металлов даже при нормальных условиях, поэтому наличие их в топливе крайне нежелательно.

При сгорании как активных, так неактивных сернистых соединений образуется серный (SO3) и сернистый (SO2) ангидриды, которые, соединяясь с водой (при конденсации ее из продукта) сгорания), образуют соответственно серную и сернистую кислоты. Серный ангидрид при работе прогретого двигателя вызывает газовую коррозию цилиндров, поршней и выпускных клапанов.

Коррозийный износ в значительной степени зависит от изношенности двигателя и количества серы, содержащейся в топливе. При увеличении содержания серы в бензине от 0,05 до 0,1% коррозионный износ деталей увеличивается в 1,5-2 раза, с 0,1 до 0,2% - еще в 1,5-2 раза, а с 0,2 до 0,3% - 1,3-1,7 раза.

Процесс удаления серы из бензина очень трудоемкий и требует больших затрат. Поэтому часть сернистых соединений, в основном, неактивных, в количестве, не влияющем на износ двигателя, в топливе обычно оставляют.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Исследование процесса технической эксплуатации топливных форсунок системы распределённого впрыска
Системы впрыска топлива изобретены практически одновременно с созданием автомобильного двигателя. Еще в 1881 году, когда большинство автомобилестроителей совершенствовали карбюратор, француз по имени Этив получил патент на систему измерения массы сжатого воздуха. В1883 году немецкий инже ...

Защита выпускного клапана двигателя внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – устройство, преобразующее тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу. Выпускной клапан Рисунок 1 - Общий в ...

Состав и управление главного энергетического комплекса двухвальной дизельной энергетической установки грузового судна
Судовая энергетическая установка – сердце и кровеносная система судна. Сама идея корабля, как автономного технического комплекса, способного выполнять полезные функции в условиях агрессивной внешней среды, изначально подразумевает неизбежную энергозависимость, которая со временем только р ...