Прогресс моторостроения, появление все более теплонапряженных двигателей ужесточают условия применения в них топлив и масел. Дальнейший рост потребления нефтепродуктов приводит к необходимости использовать для производства нефти различных месторождений, продукты вторичных процессов переработки нефти и т.д. Новые проблемы химмотологии вызывают к жизни новые, более совершенные технологические процессы. В применение поступают топлива со специфическими эксплуатационными свойствами, еще не полностью выявленными практикой. Все это выдвигает дополнительные задачи и в области разработки и использования присадок к топливам.

Предполагалось, например, что топлива, полученные с применением гидроочистки и глубокого гидрирования, вследствие удаления малостабильных и коррозионно-агрессивных компонентов будут отвечать требованиям двигателей и добавлять к ним присадки не потребуется. Однако практика показала, что в эти топлива все-таки нужно добавлять присадки, чтобы исправить эксплуатационные свойства, ухудшающиеся при очистке (противоизносные свойства, химическая стабильность). Необходимо улучшать и противокоррозионные свойства этих топлив (как в прочем и всех других) добавлением защитных присадок. Возрастание расхода топлива приводит к увеличению скоростей перекачки и фильтрования, что способствует накоплению зарядов статического электричества; вследствие этого важную роль приобретают присадки, рассеивающие эти заряды (антистатические) и т.д. Иными словами, с прогрессом техники – ростом числа двигателей и их совершенствованием – роль присадок к топливам возрастает и ассортимент их расширяется.

В настоящие время применяются присадки к топливам, имеющие весьма разнообразное назначение, и число функциональных типов присадок все возрастает. В связи с этим предложена классификация, объединяющая известные присадки в несколько основных групп.

I. Присадки, улучшающие энергетические свойства топлив и процесс их сгорания в двигателях: антидетонаторы и сопровождающие их противонагарные присадки к бензинам ("модификаторы" нагаров); улучшающие процесс сгорания среднедистиллятнных топлив и остаточных топлив (повышающие полноту сгорания среднедистиллятных топлив, уменьшающие количество отложений при сгорании остаточных топлив, противодымные присадки, присадки для уменьшения периода задержки самовоспламенения топлив).

II. Присадки, способствующие сохранению свойств топлив при их хранении, транспортировке и использовании в двигателях; антиокислительные; деактиваторы металлов; диспергирующие.

III. Присадки, предотвращающие вредное воздействие топлив на топливную аппаратуру, трубопроводы и емкости: противоизносные; противокоррозионные.

IV. Присадки, облегчающие эксплуатацию двигателей при низких температурах: противообледенительные, в том числе предотвращающие образования кристаллов льда в авиационных топливах; улучшающие низкотемпературные свойства топлив (депрессорные).

V. Присадки различного назначения: повышающие электропроводность топлив (антистатические), биоциды, красители, коагулянты, присадки для ускорения приработки деталей двигателей и др.

Известны также присадки, способные выполнять в топливе несколько функций, например противокоррозионные, антиокислительные, противоизносные или диспергирующие одновременно. Однако соединить в одном веществе все желательные свойства вряд ли возможно, поэтому большую роль приобретает разработка композиции присадок. Эти композиции должны быть эффективными и экономичными; при этом желательно, чтобы содержание компонентов было минимальным. Ключом к решению такой проблемы может служить явление синергизма, которое в последние годы привлекает все большее внимание исследователей. Создание присадок – синергистов, имеющих в смеси эффект, больший, чем можно ожидать по правилу аддитивности, позволяет подобрать композиции, в которых очень малые количества компонентов позволяют решить несколько химмотологических проблем.

Применение эффективных присадок и их композиций к топливам часто ограничивается второстепенными, но практически важными требованиями к ним. Присадка должна: быть доступной и недорогой; сгорать в топливе без отложений; растворяться в топливе или компонентах; не ухудшать другие свойства топлива; быть устойчивой в топливе при любых эксплуатационных условиях; совмещаться с другими присадками, необходимыми для топлива данного типа.

Спецификациями на некоторые топлива уже допускается добавление к ним нескольких присадок различного или одного и того же назначения, а в ряде спецификаций содержаться требования об обязательном добавлении присадок того или иного типа (например, противообледенительной, антиокислительной, антистатической, противокоррозионной и т.д.) Производство современных высококачественных топлив без добавления присадок вряд ли можно признать рациональным.

Другое по теме:

Технологический процесс обработки шестерен из стали 12ХН3А
Для цементуемых изделий применяют низкоуглеродистые (0,1–0,25% С) стали. После цементации, закалки и низкого отпуска этих сталей цементованный слой должен иметь твердость HRС 58–62, а сердцевина HRC 20–40. Сердцевина цементуемых сталей должна иметь высокие механические свойства, особенно ...

Проектирование аккумуляторного отделения
Повышение производительности, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта в значительной степени зависит от уровня развития и условий функционирования производственно-технической базы предприятия автомобильного транспорта, основной задачей которого является о ...

Организация работы района управления в дорожном центре управления перевозками
В настоящее время в организационной структуре хозяйства перевозок ОАО "РЖД" выделено четыре иерархических уровня: сетевой, дорожный, станционный. Между диспетчерами разных уровней существует иерархия, которая проявляется при необходимости принимать решение. Кроме того в центре каждого уров ...