Октановое число – показатель детонационной стойкости бензинов, численно равный процентному содержанию изооктана в смеси с нормальным гептаном, эквивалентной по своей детонационной стойкости бензину, испытанному в стандартных условиях.

В лабораторных условиях октановое число автомобильных бензинов и их компонентов определяют на одноцилиндровых установках УИТ-85 или УИТ-65. Применяют два метода оценки: моторный по ГОСТу 511-82 и исследовательский по ГОСТу 8226-82, отличающийся параметрами испытания.

На нефтеперерабатывающих заводах качество исходных компонентов и товарных бензинов оценивается стандартными лабораторными способами с учетом физико-химических показателей, нормируемых соответствующими документами (ГОСТ, ТУ и прочее). Из эксплуатационных свойств, по которым определяется качество товарных бензинов, важное значение имеют:

- октановые числа по моторному и исследовательскому методам;

- плотность;

- содержание металлодетонаторов;

- содержание повышающих октановое число, в том числе кислородосодержащих добавок;

- содержание ароматических соединений и бензола;

- содержание серы.

Эти показатели изложены в ГОСТе Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования". EN 228: 1999 E, ISO 75.160.20 "Требования Европейского стандарта к качественному неэтилированного бензина".

Исследования проводятся в лаборатории на установке типа УИТ (установка испытания топлив) с воспроизводимостью измерения ОЧ не более 1 ок. ед. (п. 5.2 ГОСТа 511-82). В странах бывшего Союза используют стационарные установки российского производства стоимостью 80-85 тыс. долларов (Западные аналоги значительно дороже).

Эти установки нуждаются в специально оборудованном помещении, квалифицированном персонале и дорогих компонентах (эталонных топливах), с помощью которых устанавливается параметрами анализируемого топлива, в том числе и октановое число. Стандартные лабораторные методы, используемые в нефтепереработке, позволяют получить результат ОЧ не ранее чем через 2-3 часа. В реальных условиях работы заводских лабораторий исследования занимают 3-4 часа.

Другое по теме:

Компрессор двухконтурного турбореактивного двигателя
В качестве прототипа двигателя принят ТРДД Д–18Т – трёхвальный турбореактивный двухконтурный двигатель. Особенность трёхвальной схемы–разделение ротора компрессора на три самостоятельных ротора, каждый из которых приводится во вращение своей турбиной. Конструкция двигателя выполнена ...

Механизмы автомобильного двигателя
Двигатель автомобиля состоит из целого ряда механизмов и систем. Бензиновый двигатель и дизель имеют кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм, смазочную систему, систему охлаждения и систему питания, а бензиновый двигатель — еще и систему зажигания. Кривошипно-ша ...

Присадки к моторным топливам
Прогресс моторостроения, появление все более теплонапряженных двигателей ужесточают условия применения в них топлив и масел. Дальнейший рост потребления нефтепродуктов приводит к необходимости использовать для производства нефти различных месторождений, продукты вторичных процессов перера ...