Октановое число – показатель детонационной стойкости бензинов, численно равный процентному содержанию изооктана в смеси с нормальным гептаном, эквивалентной по своей детонационной стойкости бензину, испытанному в стандартных условиях.

В лабораторных условиях октановое число автомобильных бензинов и их компонентов определяют на одноцилиндровых установках УИТ-85 или УИТ-65. Применяют два метода оценки: моторный по ГОСТу 511-82 и исследовательский по ГОСТу 8226-82, отличающийся параметрами испытания.

На нефтеперерабатывающих заводах качество исходных компонентов и товарных бензинов оценивается стандартными лабораторными способами с учетом физико-химических показателей, нормируемых соответствующими документами (ГОСТ, ТУ и прочее). Из эксплуатационных свойств, по которым определяется качество товарных бензинов, важное значение имеют:

- октановые числа по моторному и исследовательскому методам;

- плотность;

- содержание металлодетонаторов;

- содержание повышающих октановое число, в том числе кислородосодержащих добавок;

- содержание ароматических соединений и бензола;

- содержание серы.

Эти показатели изложены в ГОСТе Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования". EN 228: 1999 E, ISO 75.160.20 "Требования Европейского стандарта к качественному неэтилированного бензина".

Исследования проводятся в лаборатории на установке типа УИТ (установка испытания топлив) с воспроизводимостью измерения ОЧ не более 1 ок. ед. (п. 5.2 ГОСТа 511-82). В странах бывшего Союза используют стационарные установки российского производства стоимостью 80-85 тыс. долларов (Западные аналоги значительно дороже).

Эти установки нуждаются в специально оборудованном помещении, квалифицированном персонале и дорогих компонентах (эталонных топливах), с помощью которых устанавливается параметрами анализируемого топлива, в том числе и октановое число. Стандартные лабораторные методы, используемые в нефтепереработке, позволяют получить результат ОЧ не ранее чем через 2-3 часа. В реальных условиях работы заводских лабораторий исследования занимают 3-4 часа.

Другое по теме:

Технологический процесс ремонта полувагона модели 12-119
Железнодорожный транспорт - это сложный взаимосвязанный технологический комплекс с единым централизованным управлением, который играет ключевую роль в экономике России. На его долю приходится около 80% грузооборота и свыше 40% пассажирооборота, выполняемых всеми видами транспорта общего п ...

Определение неисправностей тормозной системы автомобиля с помощью стенда диагностики тормозной системы
Тормозная система является одной из важнейших систем автомобиля. Ее необходимо своевременно диагностировать и осматривать. При диагностике тормозных систем автомобилей сначала выполняют диагностику. Позволяющую оценить техническое состояние тормозной системы автомобиля в целом по значени ...

Разработка технологического процесса восстановления головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-24Д
В процессе эксплуатации вследствие ряда неизбежных причин (износ, усталостное разрушение, деформация и др.) работоспособность деталей и узлов автомобиля периодически нарушается, поэтому возникает объективная потребность в ее восстановлении. Создание основных деталей автомобиля требует ...