Центральным, наиболее важным звеном организации лизинговых сделок является экономически обоснованный состав и размер лизинговых платежей.
В лизинговые платежи, как правило, включаются следующие составляющие:
амортизация объекта лизинга за весь срок действия договора лизинга;
плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем;
комиссионное вознаграждение лизингодателю;
плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга;
инвестиционные затраты (издержки);
налог на добавленную стоимость;
страховые взносы за страхование предмета лизингового договора, если оно осуществлялось лизингодателем;
налог на имущество, уплаченный лизингодателем;
а также стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен его выкуп, и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей.
В случае, если лизингополучателем является малое предприятие, то налог на добавленную стоимость в общую сумму платежей не включается.
Таким образом, плата за лизинг выполняет функции возмещения стоимости средств производства, накопления капитала и стимулирования предпринимательской деятельности.
Методологической основой определения размера лизинговых платежей является механизм распределения валового дохода, созданного лизингопользователем, который обеспечивал бы взаимовыгодное сочетание интересов его и собственника лизингового объекта при средней норме прибыли. Отсюда следует, что после внесения лизинговых платежей арендатор должен не только возместить производственные затраты из выручки от реализации продукции, но и получить доход, необходимый для расширенного воспроизводства и личного потребления. Но и лизингодатель (собственник имущества) должен иметь необходимые доходы, иначе, нет смысла передавать имущество в лизинг.
Процедура начисления платежей, сроки уплаты взносов, способы уплаты, общая стоимость платежей отражаются в договоре, заключаемом между лизингодателем и лизингополучателем. Таким образом, лизингополучатель имеет право отойти от порядка строгого ограничения срока и размера платежей и предусмотреть в договоре с лизингодателем удобную форму расчетных операций, учитывающую поступление доходов от реализации. Платежи могут осуществляться ежемесячно, ежеквартально и быть, в зависимости от договоренности, изменяющимися по абсолютным величинам.
Следует различать виды лизинговых платежей как способ их осуществления и формы, т.е. внешнее материально-вещественное или стоимостное воплощение платежей (см. рис.2.1.):
Рис.2.1. Виды и формы лизинговых платежей
![]() |
В практике применяются три основных формы лизинговых платежей:
денежные — если все платежи производятся в денежном выражении;
натуральные или компенсационные — если расчеты производятся товарами, выпускаемыми с использованием объекта лизинга, или путем оказания лизингодателю встречных услуг. Возможна, например, передача ему обусловленной договором вещи в собственность или аренду, возложение на арендатора затрат на улучшение используемого имущества и др. Такая форма расчетов широко применяется при внешнем лизинге, когда нет достаточных валютных средств для закупки импортного оборудования, а также в агропромышленном комплексе страны;
смешанные платежи — сочетание денежных и компенсационных выплат может широко использоваться — по соглашению сторон особенно в условиях жесткой финансовой политики и кризиса.
В зависимости от метода начисления выделяется четыре вида лизинговых платежей:
Другое по теме:
Технико-экономическая эксплуатация транспорта
Управление транспортом в процессе физического движения
товаров на пути от производителя к потребителям через сформированные
логистические каналы распределения состоит в последовательном решении следующих
задач:
1. Выбор вида транспорта и определение мест и способов
перевалки грузов с ...
Проектирование станции технического обслуживания
Автомобильный транспорт играет
большую роль в экономической и социальной жизни общества. Он отличается высокой
маневренностью и способностью осуществлять прямую доставку грузов и людей (без участия
других видов транспорта).
Благодаря высокой мобильности
автомобильного транспорта он ши ...
Система технического осмотра и ремонта
Основой системы ТО и ремонта
являются ее структура и нормативы. Структура системы определяется видами (ступенями)
соответствующих воздействий и их числом. Нормативы включают конкретные значения
периодичности воздействий, трудоемкости, перечни операций и ряд других.
Структура системы ТО ...