Система охлаждения служит для охлаждения деталей, нагревающихся от сгорания топлива и от трения, для отвода теплоты от рабочих жидкостей (масла, воды) и наддувочного воздуха. Состоит из водяных насосов, охладителей, расширительной цистерны, терморегуляторов, трубопроводов. Схема системы охлаждения и водоводяного охладителя представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Система охлаждения и водяной охладитель

Охлаждение деталей необходимо т.к. при повышенных температурах нарушаются механические свойства материалов (прочность и жесткость металлов, целостность масляной пленки), ускоряется износ, создает опасные нерабочие условия для обслуживающего персонала, приводит к нарушению рабочего режима двигателя (нагревание наддувочного воздуха при сжатии).

Насосы обеспечивают непрерывную циркуляцию воды в системе, охладители отводят избыточную теплоту от рабочих жидкостей и наддувочного воздуха, расширительная цистерна служит для регуляции изменений объема воды в системе (пополнения или приема излишней), терморегуляторы обеспечивают сохранение температуры рабочих жидкостей в заданном диапазоне. Использованная один раз забортная вода сливается через невозвратный клапан.

Системы охлаждения классифицируются по числу контуров (одноконтурные и двухконтурные), по температурному уровню (низкотемпературные, умеренные, высокотемпературные, испарительные), по направлению движения охлаждающей жидкости (снизу наверх двигателя и наоборот). Системы охлаждения дизелей чаще всего двухконтурные: имеется внутренний контур пресной воды, охлаждающий двигатель (снизу вверх), внешний контур забортной воды, охлаждающей рабочие среды (наддувочный воздух, масло, пресную воду). Системы охлаждения дизелей чаще всего умеренные (температура воды может достигать 70-90 градусов по цельсию без опасности засорения системы накипью и осадками).

Насосы используются обычно центробежного типа, реже вихревые и поршневые. На крупных судах насосы имеют чаще всего автономный электрический привод, на малых являются навешенными на двигатель.

Охладители (рис. 9(б)) представляют из себя протяженную систему труб, закрепленную внутри кожуха, имеющего два выходных отверстия для охлаждаемой жидкости. Дополнительные перегородки увеличивают путь жидкости, использование оребренных труб позволяет увеличить площадь охлаждения. По трубам протекает забортная вода, внутри кожуха протекает охлаждаемая жидкость.

Регуляторы регулируют температуру рабочих сред путем перепускания части потока мимо охладителя.

Пресная вода для внутреннего контура обеспечивается системой опреснителем.

Другое по теме:

Проектирование предприятий автомобильного транспорта
Главной задачей автомобильного транспорта является полное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей производства и населения в перевозках при минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов. Трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного состава в ...

Технология ремонта оси блока шестерен заднего хода автомобиля
В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойства постепенно снижаются вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняют при ТО и ремонте. Необходимо ...

Характеристика предприятия "Ялуторовское дорожное ремонтно-строительное управление ОАО "ТОДЭП"
История предприятия, его организационно-правовая форма, уставные виды деятельности, виды деятельности, осуществляемые фактически. Наличие лицензий и сертификатов. Территориальное расположение и генеральный план предприятия. Общая организационная структура предприятия. Наименование пре ...