Система воздухоснабжения предназначена для подачи воздуха, необходимого для сгорания топлива и продувки цилиндра, в заданном количестве с заданными параметрами. Состоит из компрессоров, теплообменники, регуляторов, воздуховодов, глушителей шума, коллекторами.

Система газоотвода предназначена для качественной очистки цилиндров от ОГ, их рационального применения. Состоит из выпускных коллекторов, газовых турбин, утилизационных котлов, глушителей шума, газоводов. Основные схемы систем воздухоснабжения и газоотвода дизеля представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 - Схемы систем воздухоснабжения и газоотвода дизеля

В дизелях с наддувом системы воздухоснабжения всегда оборудуются компрессорами. Их может быть до двух последовательно включенных (двухступенчатое сжатие). В общем случае используются центробежные, поршневые и роторно-лопасные компрессоры. Теплообменники и регуляторы служат для задания параметров подаваемого воздуха (давление, температура, количество). Глушители снижают уровень шума, что важно с точки зрения эксплуатации. В регулируемых системах воздух может как охлаждаться, так и подогреваться, непосредственно перед оконечной подачей в коллектор воздух проходит через регулятор, который подает часть воздуха в охладитель, часть в нагреватель. Охладители по устройству и принципу действия аналогичны водоводяным, через охлаждающий объем пропускается воздух, ребра водяных труб больше по площади. Нагреватели аналогичны охладителям – теплообмен осуществляется с горячей водой. Ввиду конденсирования воды из охлаждаемого воздуха, охладители оборудуются влагоотделителями. Коллектор может быть общий или отдельный у каждого цилиндра.

В дизельных двигателях используется система газотурбинного наддува. Она базируется на системе газоотвода. ОГ подаются на газовую турбину, жестко насаженную на один вал с лопасным компрессором. При работе двигателя это обеспечивает дополнительный источник сжатого воздуха (до 2-2,5 раз). Бывают изобарными (общий коллектор ОГ, обеспечивается стабильное среднее давление), импульсными (отдельный коллектор для каждого цилиндра, позволяет использовать давление и скоростной напор), комбинированными (один коллектор на 2-3 цилиндра). Для уменьшения потерь механической энергии при перетекании газов из цилиндра в общий коллектор патрубки выполняются в виде диффузорных каналов, продолжающихся иногда внутри трубы коллектора. Газотурбинный наддув используется так же для передачи механической энергии ОГ на КВЛ, электрогенератор. Устанавливается на мощных дизелях. На случай аварийной ситуации или работы на малых оборотах всегда устанавливаются штатные электрокомпрессоры системы воздухоснабжения.

В общем случае система газоотвода используется так же для утилизации теплоты (генерирования пара в утилизационных котлах), применяются глушители шума (для снижения нежелательных акустических воздействий на окружающую среду и более «благоприятный вид» судна). В нагревателях воздуха может использоваться горячая вода из внутреннего контура системы охлаждения.

Другое по теме:

Инвестиции в развитие железнодорожного транспорта
Ресурсы Земли истощаются, а потребности землян растут, что побуждает к поиску новых возможностей жизнеобеспечения. Это обстоятельство в значительной степени обусловило ход интеграционных процессов в мире: на Американском континенте, в Азиатско-Тихоокеанском, Центрально-азиатском реги ...

Проектирование аккумуляторного отделения
Повышение производительности, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта в значительной степени зависит от уровня развития и условий функционирования производственно-технической базы предприятия автомобильного транспорта, основной задачей которого является о ...

Разработка международного маршрута перевозок грузов
В работе разрабатывается международный маршрут для перемещения двух видов груза в экспортном и импортном направлении. В экспортном направлении везется фасованное подсолнечное масло из г. Подольска в г. Шверин (Германия), в импортном направлении из г. Вайльбург (Германия) в г. Видное перев ...