Система воздухоснабжения предназначена для подачи воздуха, необходимого для сгорания топлива и продувки цилиндра, в заданном количестве с заданными параметрами. Состоит из компрессоров, теплообменники, регуляторов, воздуховодов, глушителей шума, коллекторами.

Система газоотвода предназначена для качественной очистки цилиндров от ОГ, их рационального применения. Состоит из выпускных коллекторов, газовых турбин, утилизационных котлов, глушителей шума, газоводов. Основные схемы систем воздухоснабжения и газоотвода дизеля представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 - Схемы систем воздухоснабжения и газоотвода дизеля

В дизелях с наддувом системы воздухоснабжения всегда оборудуются компрессорами. Их может быть до двух последовательно включенных (двухступенчатое сжатие). В общем случае используются центробежные, поршневые и роторно-лопасные компрессоры. Теплообменники и регуляторы служат для задания параметров подаваемого воздуха (давление, температура, количество). Глушители снижают уровень шума, что важно с точки зрения эксплуатации. В регулируемых системах воздух может как охлаждаться, так и подогреваться, непосредственно перед оконечной подачей в коллектор воздух проходит через регулятор, который подает часть воздуха в охладитель, часть в нагреватель. Охладители по устройству и принципу действия аналогичны водоводяным, через охлаждающий объем пропускается воздух, ребра водяных труб больше по площади. Нагреватели аналогичны охладителям – теплообмен осуществляется с горячей водой. Ввиду конденсирования воды из охлаждаемого воздуха, охладители оборудуются влагоотделителями. Коллектор может быть общий или отдельный у каждого цилиндра.

В дизельных двигателях используется система газотурбинного наддува. Она базируется на системе газоотвода. ОГ подаются на газовую турбину, жестко насаженную на один вал с лопасным компрессором. При работе двигателя это обеспечивает дополнительный источник сжатого воздуха (до 2-2,5 раз). Бывают изобарными (общий коллектор ОГ, обеспечивается стабильное среднее давление), импульсными (отдельный коллектор для каждого цилиндра, позволяет использовать давление и скоростной напор), комбинированными (один коллектор на 2-3 цилиндра). Для уменьшения потерь механической энергии при перетекании газов из цилиндра в общий коллектор патрубки выполняются в виде диффузорных каналов, продолжающихся иногда внутри трубы коллектора. Газотурбинный наддув используется так же для передачи механической энергии ОГ на КВЛ, электрогенератор. Устанавливается на мощных дизелях. На случай аварийной ситуации или работы на малых оборотах всегда устанавливаются штатные электрокомпрессоры системы воздухоснабжения.

В общем случае система газоотвода используется так же для утилизации теплоты (генерирования пара в утилизационных котлах), применяются глушители шума (для снижения нежелательных акустических воздействий на окружающую среду и более «благоприятный вид» судна). В нагревателях воздуха может использоваться горячая вода из внутреннего контура системы охлаждения.

Другое по теме:

Механизмы автомобильного двигателя
Двигатель автомобиля состоит из целого ряда механизмов и систем. Бензиновый двигатель и дизель имеют кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм, смазочную систему, систему охлаждения и систему питания, а бензиновый двигатель — еще и систему зажигания. Кривошипно-ша ...

Защита выпускного клапана двигателя внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – устройство, преобразующее тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу. Выпускной клапан Рисунок 1 - Общий в ...

Исследование процесса технической эксплуатации топливных форсунок системы распределённого впрыска
Системы впрыска топлива изобретены практически одновременно с созданием автомобильного двигателя. Еще в 1881 году, когда большинство автомобилестроителей совершенствовали карбюратор, француз по имени Этив получил патент на систему измерения массы сжатого воздуха. В1883 году немецкий инже ...