Рабочие лопатки осевого компрессора являются ответственными деталями газотурбинного двигателя, от надежной работы которых зависит надежность работы двигателя в целом.
Нагрузки, действующие на лопатки
При работе газотурбинного двигателя на рабочие лопатки действуют статические, динамические и температурные нагрузки, вызывая сложную картину напряжений.
Расчет на прочность пера лопатки выполняем, учитывая воздействие только статических нагрузок. К ним относятся центробежные силы масс лопаток, которые появляются при вращении ротора, и газовые силы, возникающие при обтекании газом профиля пера лопатки и в связи с наличием разности давлений газа перед и за лопаткой.
Центробежные силы вызывают деформации растяжения, изгиба и кручения, газовые – деформации изгиба и кручения.
Напряжения кручения от центробежных, газовых сил слабозакрученных рабочих лопаток компрессора малы, и ими пренебрегаем.
Напряжения растяжения от центробежных сил являются наиболее существенными.
Напряжения изгиба обычно меньше напряжений растяжения, причем при необходимости для уменьшения изгибающих напряжений в лопатке от газовых сил ее проектируют так, чтобы возникающие изгибающие моменты от центробежных сил были противоположны по знаку моментам от газовых сил и, следовательно, уменьшали последние.
Допущения, принимаемые при расчете
При расчете лопатки на прочность принимаем следующие допущения:
лопатку рассматриваем как консольную балку, жестко заделанную в ободе диска;
напряжения определяем по каждому виду деформации отдельно;
температуру в рассматриваемом сечении пера лопатки считаем одинаковой, т.е. температурные напряжения отсутствуют;
лопатку считаем жесткой, а деформацией лопатки под действием сил и моментов пренебрегаем;
предполагаем, что деформации лопатки протекают в упругой зоне, т.е. напряжения в пере лопатки не превышают предел пропорциональности.
Рисунок 1 - Расчетная схема действия сил на перо лопатки
Цель расчета на прочность лопатки – определение статических напряжений и запасов прочности в различных сечениях по длине пера лопатки.
Расчёты проводятся в такой последовательности: в расчётных сечениях лопатки определяют напряжения растяжения от центробежных сил и напряжения изгиба от газовых и центробежных сил. Максимальные напряжения находят суммированием в точках, наиболее удалённых от нейтральных осей сечения лопатки. Далее вычисляют запасы прочности по длине лопатки, которые не должны быть меньше значений, предусмотренных нормами прочности. Согласно нормам прочности минимальный запас по статической прочности профильной части лопаткирабочего колеса может быть равным не менее 1,5.
Расчет рабочих лопаток на растяжение от центробежных сил
Напряжение растяжения в расчетном сечении пера лопатки определяется по формуле
,
где – центробежная сила части пера лопатки, расположенной выше расчетного сечения;
- угловая скорость вращения ротора.
Определение напряжений изгиба.
Напряжения изгиба в каждой точке расчетного сечения определяются по формуле
В целях упрощения расчета значения изгибающих моментов и моментов сопротивления берут без учета знаков (по модулю).
Так в точке А
в точке В
в точке С
Вместе с тем знак при определении напряжения изгиба характеризует вид деформации волокон лопатки. Так, если волокна лопатки растянуты, то напряжение изгиба имеет знак "+", если же они сжаты, то "-". Заметим, что от действия газовых нагрузок на кромках профиля (в точках А и В) всегда возникают напряжения растяжения, а на спинке профиля (в точке С) – напряжения сжатия.
Определение запасов прочности лопаток
При определении запасов прочности следует учитывать напряжения как растяжения, так и изгиба лопатки. Суммарное напряжение в каждой точке расчетного сечения профильной части лопатки
.
Для компрессорных лопаток запас статической прочности в каждой точке расчетного сечения
Другое по теме:
Техническое обслуживание и ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ 2110
Даймлер и Бенц —
основоположники автомобилестроения. В конце XIX века появилось раньше не известное средство передвижения –
автомобиль. Этому изобретению в последствие предстояло стать самым популярным и
незаменимым видом транспорта.
А началось всё в Германии в
1885 году, когда Карл Б ...
Навигационный проект перехода судна типа "Буг" по маршруту порт "Феодосия – порт Палермо"
С развитием
международной торговли, научно-технического процесса возросла необходимость в
обеспечении флота новыми судами. Количественные, а главным образом,
качественные изменения состава флота ставит задачу более глубокого научного подхода
к вопросам мореплавания.
В настоящее
время ...
Оборудование двухпутного участка железной дороги устройствами автоблокировки переменного тока
Перед железнодорожным транспортом
стоят ответственные задачи по полному и своевременному удовлетворению
потребителей народного хозяйства и населения в перевозках. Осуществление этих
задач имеет большое значение для динамичного развития всех отраслей народного
хозяйства, экономики страны, ...