Российская Федерация остается великой морской державой, имеет самую большую в мире береговую линию (38,8 тыс.км). Ее берега омывают воды трех океанов и 14 морей. У нее есть реальные интересы в Мировом океане.

Морской флот изначально предназначен обеспечивать:

устойчивое внешне экономические связи (без чего немыслима интеграция в мировую экономическую систему) и, как следствие, независимость внешней торговли;

нормальную жизнедеятельность экономических районов, где морской флот является основным или даже единственным транспортом;

активную валютно-платежного баланса судоходных стран, особенно с большим грузооборотом;

создавать и поддерживать на надлежащем уровне жизненно важные морские транспортные коммуникации, в том числе мобилизационную подготовленность судов и оказание военно-морским силам действенной помощи при возможных политических и экономических мировых кризисных ситуациях.

Морское судоходство (торговое мореплавание) есть деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а так же других хозяйственных и культурных целей. (КТМ ст.2).

Транспортные суда перевозят грузы на 70 океанских и морских линиях, посещают около 1000 портов 100 государств мира. В последнее время наши экипажи чаще плавают под "удобными" ("дешевыми") флагами других стран. На загранперевозках находится около 700 судов торгового флота.

Движение судов организуется по двум формам: трамповое (нерегулярное) и линейное (регулярное).

Трамповое судоходство не связано с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки и не ограничено определенным видом груза.

Линейное судоходство предусматривает организацию движения одного судна или группы закрепленных за линией судов для перевозки пассажиров и грузов между определенными портами по заранее объявленному расписанию. Линии могут обслуживать как каботажные так и заграничные перевозки, в т.ч. и между импортами.

Промысловый флот решает задачи ловли рыбы и добычи морского зверя, обработки морепродукции, хранения и перевозки ее до береговых баз.

Промысел судами осуществляется по районам, определенным ФАО (Организация ООН по сельскому хозяйству и продовольствию).

По размерам вылова рыбы Россия находилась на пятом месте в мире. Промысел ведется одиночными судами, отрядами судов (до 20 ед.), группами судов (3-5 ед.), промысловыми экспедициями (40-80 судов).

Более 87% общей добычи рыбы приходится на районы океанического рыболовства.

По данным военно-морского контроля за судоходством в УРМО промысловый флот находится: в Атлантике - 400 ед., в Тихом океане

- 180 ед., в Индийском океане - 20 ед., в Северном море - до 10 ед. судов.

Промысел судами ведется в подрайонах и экономических зонах. В Тихом океане промысел ведется в основном в Центрально-Беринговском подрайоне, в Северо-Курильской зоне, в подрайоне НАМПО, в зоне Вьетнама, в зоне Орегон, в зонах Перу и Чили, Колумбии, Эквадора и Новой Зеландии.

Ежегодно промысловые суда посещают до 230 портов 69 стран мира и не смотря на их приписку осуществляют промысел в различных районах Мирового океана.

В последнее время все большее значение для страны приобретает добыча нефти и газа со дна морского шельфа. Разведка, добыча нефти и газа, обеспечение работ и жизнедеятельности бригад на плавучих буровых установках осуществляется специальным флотом.

Мировой океан огромен, однако, как бы ни-были грандиозны его просторы, заинтересованность всех стран мира в использовании гидросферы и ее ресурсов столь велика, что для обеспечения свободы мореплавания, промысла и научного исследования потребовалась международная регламентация. Эта регламентация нашла отражение в международном морском праве, определяющем правовой режим пространств Мирового океана и деятельность государств в сфере мореплавания и использования гидросферы в мирное и военное время.

Наша страна обладая транспортным, промысловым и исследовательским флотами, устанавливает тесные международные контакты, связанные с использованием богатств океана и его исследованием.

Руководство морским судоходством России осуществляют министерства и ведомства:

Министерство транспорта РФ:

Гос. служба морского флота;

Гос. служба речного флота;

Гос. Комитет по рыболовству РФ (Госкомрыболовство РФ);

Министерство топлива и энергетики (Минэнерго РФ);

Российская академия наук;

Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

Росрыбколхоз; Росрыбхоз.

Непосредственными владельцами судов являются ГП, АО и частные судоходные компании. Весь флот приписан к портам морских бассейнов: Северному, Балтийскому, Черноморско-Азовскому, Каспийскому и Дальневосточному бассейнам.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Проектирование аккумуляторного отделения
Повышение производительности, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта в значительной степени зависит от уровня развития и условий функционирования производственно-технической базы предприятия автомобильного транспорта, основной задачей которого является о ...

Диагностика и ремонт коробки передач гусеничного трактора
Профессия механизатора на селе сейчас главная. Нет такой отрасли в сельскохозяйственном производстве, где бы не использовались технические средства – трактор, комбайн, плуг, транспортер и др. И первое место среди них принадлежит трактору. Механизация является одним из главных направлен ...

Технологические процессы производства путевых работ
Технологические процессы производства путевых работ определяют строгий порядок выполнения отдельных операций по времени и месту, расстановки рабочих и машин, доставки материалов к месту работ, имеют целью выполнение требуемого качества с наименьшими затратами труда и наиболее эффективным ...