Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Состоит из поршня, поршневых колец, поршневого пальца, шатуна, коленчатого вала (КВЛ). Основные элементы КШМ четырехтактного ВОД дизельного типа представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Основные элементы КШМ

Во время работы двигателя на поршень действует полезная продольная сила и нормальная (перпендикулярно оси цилиндров) силы. В тронковых двигателях нормальная сила прижимает поршень к стенке цилиндра, что при недостаточной смазке в зоне высоких температур вызывает разрушение деталей двигателя. Это ограничивает радиус кривошипа.

Поршневая группа. К ней относятся поршень, поршневые кольца, поршевой палец и детали его крепления. Поршень воспринимает силу давления газов и передает её через шатун на КВЛ. На поршень действуют силы давления газов, силы инерции движущихся масс, температурные нагрузки. Это вызывает геометрическую деформацию поршня, высокие удельные давления на сопрягаемых поверхностях, усиливаются трение и износ при движении. В четырехтактных ВОД поршни цельные, в форсированных ВОД охлаждаемые. Поршень состоит из головки (уплотнительная часть) и тронка (юбки) (направляющая часть). Головка образуется днищем и боковой цилиндрической стенкой. На головке и днище сделаны канавки для уплотнительных и маслосъемных колец. С двух сторон внутри юбки выполнены выемки (бобышки) с отверстиями для поршневого пальца. Для свободного перемещения поршня предусмотрен рабочий зазор. В процессе работы головка нагревается больше, диаметр её делают меньше диаметра тронка, боковую поверхность делают ступенчатой, овальной – таким образом обеспечивается рабочий зазор. Форма элементов поршня зависит от тактности двигателя, степени форсирования, способа отвода теплоты. Днище воспринимает давление и теплоту горящих газов, формирует нижнюю стенку камеры сгорания. В четырехтактных двигателях (с непосредственным смесеобразованием) днище делается вогнутым, фигурным, сложной формы (если в поршне формируется камера сгорания). Тронк – направляющая часть поршня, передает нормальное усилие на боковую стенку. Выполняется легкой, жесткой, прочной. Это достигается плавным уменьшением толщины от днища к стенкам, применением ребер. Охлаждение происходит через поршневые кольца и тронк (во втулку), или с помощью активного охлаждения (циркуляцией масла по сверлениям через шатун или с помощью форсунки, закрепленной в картере). Поршень и отдельные его части изготовляются из сталей, чугуна, сплавов алюминия, в общем случае может быть цельным или составным.

Поршневой палец обеспечивает шарнирное соединение поршня с шатуном. На него действуют нагрузка от газовых и инерционных сил, он нагревается воспринимая теплоту поршня и вследствие трения. В общем случае это цилиндрический полый стержень; в случае охлаждаемого поршня, часть сверлений для циркуляции масла делается в пальце. Крепится для предохранения от осевого смещения (может повредить втулку) стопорными кольцами или заглушками. Изготавливается из стали.

Поршневые кольца бывают уплотнительные (на головке поршня) и маслосборные (на тронке). Уплотнительные кольца уплотняют рабочий зазор, отводят теплоту от поршня. Выполняются в виде разрезанных в одном месте определенным образом колец. В ходе работы находятся в сжатом состоянии, разрез позволяет за счет сил упругости прижимать кольца к стенкам, газы в закольцевом пространстве оказывают дополнительное давление. Обычно бывает от 3 до 5 колец. В ВОД используются кольца с прямым и косым замками, конусного, трапециевидного, прямоугольного сечения.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Модернизация энергетической установки танкера проекта 621 с целью повышения скорости его движения на 3%
Речной транспорт – неотъемлемая составная часть транспортной системы России и его развитию присущи те же тенденции, что и развитию транспортной системы в целом. Такими тенденциями являются: ресурсосбережение; повышение надежности, безопасности и экологической чистоты; повышение произво ...

Присадки к моторным топливам
Прогресс моторостроения, появление все более теплонапряженных двигателей ужесточают условия применения в них топлив и масел. Дальнейший рост потребления нефтепродуктов приводит к необходимости использовать для производства нефти различных месторождений, продукты вторичных процессов перера ...

Пункт технического обслуживания на участковой станции с разработкой текущего отцепочного ремонта пассажирских вагонов
Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта является удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасного движения и сохранности перевозимых грузов, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охра ...