В настоящее время в организационной структуре хозяйства перевозок ОАО "РЖД" выделено четыре иерархических уровня: сетевой, дорожный, станционный. Между диспетчерами разных уровней существует иерархия, которая проявляется при необходимости принимать решение. Кроме того в центре каждого уровня сложились внутренние уровни, определяемые как масштабом охвата железнодорожной сети каждым диспетчером, так и возложенными на каждого диспетчера функциями. При организации ЦУП была предложена следующая оперативно-диспетчерская структура. На самом верхнем уровне размещается штат диспетчеров логистической направленности, т.е. диспетчеры ЦФТО, которые передают суточный пакет согласованных заявок клиентов на перевозки, главному диспетчеру ЦУПа. Этот диспетчер в системе оперативного управления ЦУПа занимает высший уровень. В его подчинении находятся все диспетчерские профессии. При этом второй уровень занимают те диспетчеры, которые решают более важные вопросы:

по управлению перевозками приоритетных грузов;

по экспортно-импортным перевозкам;

по пограничным переходам;

по работе с иностранными вагонами;

по плану формирования поездов;

по нормированию работы с вагонами.

На третьем уровне структуры размещены диспетчеры, подчинённые второму уровню:

по работе с вагонами (с распределяемыми вагонами и с кольцевыми маршрутами);

породовых перевозок (перевозок наливных грузов, руды, угля и т.п.).

Четвёртый уровень отдан диспетчерам по управлению поездопотоками на сетевых направлениях. Это аналоги поездных диспетчеров, но они движением поездов не командуют, а руководят работой аналогичных профессий на дорогах. На этом же уровне размещены грузовые диспетчеры (по работе с морскими портами, с пограничными станциями и с крупными предприятиями).

На пятом уровне находятся диспетчеры по организации работы локомотивов, а также диспетчеры некоторых хозяйств инфраструктуры (пути, СЦБ и связи, вагонного и пассажирского). На шестом уровне - энергодиспетчер и диспетчер по обслуживанию локомотивов. Такая иерархия определена взаимной зависимостью функций диспетчеров и порядком прохождения информации при принятии решений. Для такой структуры ведётся разработка информационных технологий в рамках проекта КНП1. В ДЦУПе оперативно-диспетчерская структура аналогична структуре ЦУПа. При этом на каждой дороге есть своя специфика, благодаря которой некоторые диспетчерские профессии не востребованы. Так например, на Забайкальской железной дороге не нужна профессия диспетчера по перевозкам наливных грузов, а на Московской дороге профессия по перевозкам рудно-металлургических грузов. Некоторые диспетчерские профессии совмещаются в одном лице. Каждая диспетчерская профессия дорожного уровня подчинена такой же профессии ЦУПа. В отличие от ЦУПа ДЦУП имеет профессии поездных диспетчеров.

В оперативно-диспетчерскую структуру ЦУМРа в общем виде входят следующие диспетчерские профессии:

дежурный по отделению дороги;

грузовой диспетчер;

узловой диспетчер.

Возможны также совмещения профессий или ввод профессий, специфичных для данного отделения дороги.

Оперативно-диспетчерская структура станции строится на основе типового штатного расписания. Наиболее развитая структура присуща внеклассной двусторонней сортировочной станции. Старшим оперативным работником такой станции является станционный диспетчер. В его непосредственном подчинении находятся маневровые диспетчеры сортировочных систем. В подчинении маневрового диспетчера находятся дежурные по постам централизации и дежурный по горке. В подчинении дежурного по посту находятся составители поездов, машинисты локомотивов, регулировщики скорости, операторы пунктов осмотра вагонов. В подчинении дежурного по горке находится оператор горки и машинист горочного локомотива.

Следует отметить, что в оперативно диспетчерской структуре более высокий уровень занимает то лицо, которое по своим функциям определяет работу других лиц, не зависимо от их административной принадлежности.

Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции:

обеспечение возможностей наилучшего выполнения технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства железной дороги за счёт реализации таких технологических решений, как::

своевременная сдача порожних вагонов в регулировку;

беспрепятственный пропуск поездов и передачи их по стыковым станциям железной дороги;

создание оптимальных условий работы на выделенных станциях;

своевременная постановка локомотивов на все виды технического обслуживания, ремонта и экипировку;

своевременная постановка вагонов на все виды планового ремонта и их включение в эксплуатацию после завершения ремонта.

Реализация перечисленных решений достигается путём оперативного руководства эксплуатационной работой железной дороги, отделений железной дороги и станций, предусматривающего выполнение функций управления и контроля. К функциям управления относятся:

управление перевозка дорожный центр

организация выполнения графика движения пассажирских поездов и ввода в график поездов, следующих с отклонением от установленного расписания;

регулирование вагонного парка и содержания рабочего парка вагонов на станциях;

управление движением поездов, сформированных перевозчиками, в соответствии с условиями договоров на оказание услуг;

управление перевозками негабаритных, тяжеловесных, специальных и воинских грузов в пределах железной дороги;

организация ликвидации затруднений в эксплуатационной работе, обеспечение восстановления движения;

взаимодействие с ЦУП и ДЦУП соседних железных дорог;

взаимодействие с техническими службами железной дороги для организации бесперебойного и безопасного движения поездов и работы станций;

Для повышения эффективности управления выполняются функции контроля:

за выполнением заданных показателей работы выделенных станций;

за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;

за выполнением графика оборота поездов в пригородном сообщении, содержанием эксплуатируемого парка электропоездов и бригад машинистов;

передачи и развоза вагонов с местным грузом по станциям назначения отделений железной дороги;

соответствия размеров эксплуатируемого парка локомотивов и количества локомотивных бригад размерам движения поездов;

за эффективности использованием "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ и организацией пропуска поездов в период их предоставления.

Одним из важнейших ограничений, накладываемых на управление, является соблюдение режима труда и отдыха локомотивных бригад, в том числе в пригородном сообщении. В обязанности персонала входит также::

информирование руководства железной дороги, дежурного персонала причастных служб железной дороги о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушениях безопасности движения поездов;

оповещение специалистов соответствующего территориального управления МЧС России и других причастных служб о возникновении чрезвычайных ситуаций. Для организации эффективной работы железной дороги в её границах организуются районы управления, для которых выделяется штат оперативного персонала с персонификацией ответственности. Процесс организации включает в себя проектную проработку с соответствующими расчетами. Настоящий курсовой проект посвящён организации района управления (РУ-1) для железной дороги Z по определенному варианту исходных данных.

На http://www.region23.com.ru instagram ru.

Другое по теме:

Оборудование двухпутного участка железной дороги устройствами автоблокировки переменного тока
Перед железнодорожным транспортом стоят ответственные задачи по полному и своевременному удовлетворению потребителей народного хозяйства и населения в перевозках. Осуществление этих задач имеет большое значение для динамичного развития всех отраслей народного хозяйства, экономики страны, ...

Системы автоблокировки
В России первая автоблокировка с рельсовыми цепями на опытном участке длиной 3 км была построена в 1915 году. В послереволюционной России в 1931 году с целью выбора наиболее перспективной системы АБ были закуплены в США, Германии и построены системы АБ четырех типов: 1 – С рельсовыми цеп ...

Бухгалтерский учет ГСМ и списание на затраты
Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деят ...