Для правильного выбора электродвигателя рулевого устройства необходимо знать характер изменения нагрузки на его валу. Момент на баллере руля, а, следовательно, и на валу электродвигателя, зависит от типа руля, площади пера руля и его положения относительно диаметральной плоскости судна, а также от скорости потока, набегающего на перо руля, и определяется по законам гидродинамики.
Расчётные формулы момента сопротивления на баллере балансирных рулей
Нм –при переднем
ходе судна (1.1)
Нм –при заднем
ходе судна (1.2)
где ,
,
- безразмерные гидродинамические коэффициенты для переднего и заднего
хода судна.
Значения безразмерных гидродинамических коэффициентов в зависимости от угла поворота пера руля даются в учебной и справочной литературе в виде графиков или таблиц /2/.
ρ=1000 кг/м- массовая
плотность воды,
F-
площадь пера руля (м);
V- скорость потока, набегающего на
перо руля (м/сек);
b- длина пера руля (м);
a- расстояние от оси баллера до передней кромки балансирных рулей (м).
Для определения площади пера одного руля можно воспользоваться следующей формулой:
(1.3)
где n-количество рулей;
L и T- соответственно длина и осадка судна по ватерлинии (м);
μ=0.06- коэффициент, определенный по данным однотипных судов, управляемость которых признана хорошей.
Для расчета моментов на баллере необходимо определить и ряд других параметров руля. Высота руля не должна превышать величину осадки судна:
(1.4)
Длина прямоугольного пера руля:
(1.5)
Относительное удлинение пера руля должно находиться в пределах 0.25÷2.0 и находится по формуле:
(1.6)
Для снижения моментов на баллере необходимо выбирать перо руля с большими
значениями λ. Балансирные рули характеризуются значением коэффициента
компенсации .
(1.7)
где -площадь
балансирной части пера руля, м
Рекомендуемые значения =0.15÷0.3. Расстояние от передней кромки
руля до оси баллера
(1.8)
При правильном выборе коэффициента компенсации максимальный момент на
баллере руля при переднем ходе должен быть примерно равен максимальному
моменту на баллере при заднем ходе
(1.9)
расхождение не должно превышать 10% от большого момента.
Скорость потока при переднем ходе судна можно рассчитать по формуле:
(1.10)
где ψ=0.18-
коэффициент попутного потока;
β=1.12- коэффициент расширения насадки;
=3÷4-
коэффициент нагрузки по упору движителей в насадках;
V- скорость при переднем ходе судна , м/с.
Скорость потока при заднем ходе принимается равной 0.5÷0.6 скорости судна при переднем ходе:
(1.11)
Расчет моментов на баллере руля производится для значений углов α от
0до 35
через 5 градусов. При этом угол
считается положительным при отклонении пера руля от диаметральной плоскости
судна к борту, а от борта к ДП- отрицательным. Момент считается положительным,
если он действует против движения пера руля.
Результаты вычислений, а также значения безразмерных гидродинамических
коэффициентов (С, С
,
,
) для соответствующих углов α заносятся в таблицу 1.
Таблица 1 Зависимость момента на баллере от угла перекладки пера руля
Передний ход судна |
Угол перекладки руля α, градус |
Задний ход судна |
||||||
Гидродинамические коэффициенты |
Скорость судна V, м/с |
Момент на баллере Мб, Нм |
Гидродинамические коэффициенты |
Скорость судна V, м/с |
Момент на баллере Мб, Нм |
|||
Сn |
Cd |
Сn |
Cd |
|||||
0 |
0 |
3,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3,6 |
0 |
0,28 |
0,15 |
3,6 |
-352,55 |
5 |
0,4 |
0,32 |
3,6 |
3212 |
0,51 |
0,19 |
3,6 |
-214,05 |
10 |
0,85 |
0,31 |
3,6 |
4370 |
0,74 |
0,21 |
3,6 |
310,58 |
15 |
0,9 |
0,3 |
3,6 |
4722 |
0,98 |
0,235 |
3,6 |
1440 |
20 |
0,83 |
0,29 |
3,6 |
4442 |
1,18 |
0,26 |
3,6 |
2970 |
25 |
0,7 |
0,28 |
3,6 |
3819 |
1,32 |
0,29 |
3,6 |
4980 |
30 |
0,61 |
0,29 |
3,6 |
3264 |
1,33 |
0,287 |
3,6 |
4850 |
35 |
0,6 |
0,3 |
3,6 |
3148 |
Пример расчета при максимальном значении момента Мб для переднего хода судна.
При максимальном угле перекладки 35 градусов, значения гидродинамических коэффициентов равно Сn=1.33 Cd=0.287, а скорость судна равна 3.6 м/с. Значения площади пера руля, длина пера руля, расстояние от оси баллера до передней кромки балансирных рулей, скорость потока при переднем ходе судна рассчитаны выше.
Момент сопротивления на баллере балансирных рулей находится по формуле:
По результатам расчетов строим графики для переднего и заднего хода судна Мб=f(α).
Рис.1 График зависимости момента сопротивления на баллере от угла перекладки пера руля при переднем ходе судна
Рис.1.1 График зависимости момента сопротивления на баллере от угла перекладки пера руля при заднем ходе судна
- Расчет и построение нагрузочной характеристики электродвигателя рулевого устройства
- Расчет мощности электродвигателя
- Расчет характеристики динамического торможения
- Проверка двигателя на допустимое число включений в час
- Расчет переходных процессов
- Выбор элементов схемы
Другое по теме:
Проектирование системы управления гидравлическими приводами машины
Назначение, работа и устройство машины ВПР – 02
Машина ВПР-02 предназначена для выправки пути в
продольном профиле, по уровню и в плане, уплотнения балластной призмы под
шпалами и около их торцов при работах по техническому обслуживанию пути и при
новом строительстве. Машин ...
Проектирование предприятий автомобильного транспорта
Главной задачей автомобильного
транспорта является полное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей
производства и населения в перевозках при минимальных затратах материальных и трудовых
ресурсов.
Трудовые и материальные затраты
на поддержание подвижного состава в ...
Программы лояльности для постоянных клиентов авиакомпаний
Программа премирования пассажиров, мильная программа, программа для часто
летающих пассажиров, англ. frequent flyer program — программа лояльности для
клиентов авиакомпании, поощряющая часто летающих пассажиров пользоваться
услугами именно данной авиакомпании.
В современных программах ...